CR (от англ. conversion rate – «коэффициент конверсии») – важнейший маркетинговый показатель. Показывает число пользователей, выполнивших заданное действие, например, подписавшихся на рассылку компании, заполнивших регистрационную форму на сайте, связавшихся с консультантом, купивших товар.
Бизнесменам, маркетологам и другим причастным лицам важно знать, как посчитать конверсию и правильно оценить CR, поскольку эта метрика измеряет эффективность бизнеса, помогает распределить бюджет при реализации маркетинговых стратегий.
Конверсия – это измеримая метрика, которая показывает отношение количества людей, совершивших определенное действие, к общему числу людей, которые могли выполнить данное действие. Применяется в разных сферах и направлениях деятельности, в онлайне и офлайне. В маркетинге конверсия отражает эффективность реализуемых стратегий и предпринимаемых действий для достижения бизнес-целей.
Измеряется конверсия в процентах, анализируется за определенный временной промежуток, отслеживается в динамике.
Почему важно понимать, как рассчитать конверсию и оценивать ее значение? Если рассуждать глобально, она является «лакмусовой бумажкой» успешности бизнес-процессов: высокая конверсия, соответственно, влияет на повышение среднего чека и прибыли.
Оперируя статистическими данными, можно спрогнозировать, что определенные расходы на рекламу приведут конкретное количество клиентов. Легко спланировать загрузку специалистов отдела продаж, отталкиваясь от планируемой модели.
Для бизнеса рассчитывается общая конверсия в целевое действие – макроконверсия: метрика показывает рентабельность ресурса и эффективность кампании. Как посчитать конверсию в продажу на сайте? Нужно разделить число клиентов, купивших товар, на совокупность людей, посетивших сайт, и умножить цифру на 100%.
Можно считать конверсию для каждого этапа воронки продаж. Это так называемые микроконверсии: вспомогательные действия, приводящие к основной конверсии.
Конверсия этапов воронки зависит от особенностей бизнеса и пути клиента, от первого касания с объявлением/целевой страницей до сделки. Чаще это сложная последовательность шагов, а не идеальная формула «увидел-обратился-купил». Оценка микроконверсий помогает выявить, на каком этапе теряются лиды, скорректировать воронку и подтолкнуть заинтересованных людей к покупке. Существует так называемая универсальная цепочка конверсий, которая демонстрирует эффективность ключевых этапов в воронке: рекламы, сайта и специалистов отдела продаж:
Если этого недостаточно, можно добавить другие метрики.
Также просчитывают конверсию каналов продаж, объявлений, чтобы сосредоточиться на самых прибыльных; продуктов, чтобы выявить самые популярные у аудитории товары; оценивают метрику по отдельным специалистам, чтобы понять, кто работает наиболее эффективно. Например, можно посчитать конверсию отдельного поста в соцсети, который был выбран для продвижения, всплывающего окна на сайте и т. д.
Выделяют средний показатель конверсии – это обобщенная метрика за неделю, месяц либо год, которая рассчитывается по формуле среднего арифметического (нужно сложить все числа и разделить полученную сумму на их количество). Это и будет усредненный, нормальный для продвигаемого продукта показатель, ориентир на будущее.
Подробно рассмотрим, как считается конверсия для сайта. Для получения значения CR используется простая формула: число выполнивших целевое действие людей/общее количество людей × 100 %. В числителе формулы – число пользователей, которые выполнили желаемое, заданное конверсионное действие на сайте, например, купили продукт. Знаменатель – это общее число посетителей, которые посещали сайт.
Приведем пример. На площадку пришли 100 человек за день, 10 из них приобрели товар, соответственно, конверсия в продажу равна 10 %.
По этому алгоритму рассчитывают CR воронки продаж, в целом или поэтапно. Для расчета конверсии рассылки нужно разделить число подписчиков на общее число посетителей сайта и умножить полученное значение на 100 %. Для офлайн-ритейла подход такой же: число покупателей соотносят с общим количеством посетителей магазина, которых отслеживают, например, используя датчики на входе.
Оценивая и отслеживая CR в онлайн-продажах, можно понять, насколько успешно сайт и его источники трафика приводят и удерживают клиентов, хорошо ли работает реклама. Высокий CR свидетельствует о результативности предпринимаемых маркетинговых действий и хорошей работе сайта как инструмента продаж.
Коэффициент конверсии используется для оценки рентабельности вложений – зная рекламный бюджет и количество конверсий, можно узнать, во сколько обходится привлечение одного клиента. Рост CR говорит о повышении рентабельности инвестиций.
Малый бизнес и проекты с небольшим количеством отслеживаемых событий могут считать CR, в том числе среднюю конверсию продаж, вручную – аккумулировать данные за интересующий период и пользоваться простейшей формулой (см. выше). Однако с увеличением объема данных это становится проблематичным, и появляется необходимость в подключении специальных инструментов и программ.
Онлайн-бизнесы используют аналитические инструменты: Google Analytics или Яндекс.Метрику. В отчетах можно получать данные о каналах трафика и посетителях веб-ресурса: их количестве, действиях и др. А также отслеживать конверсию по этапам воронки продаж. Для подсчета показателя в системе аналитики нужно создать счетчик, добавить код счетчика на сайт, настроить цели с условиями достижения.
Интеграция ссылок или промокодов в маркетинговые каналы помогает отследить целевые действия, которые были достигнуты благодаря определенному каналу или рекламе. Так, чтобы отслеживать действия, промокоды нужно включать в рассылку, посты в социальных сетях или объявления.
Проведение опросов и анкетированияна сайте или через рассылку – еще один способ для оценки CR. У клиентов и посетителей сайта можно узнать, что помогло принять решение о покупке, насколько они удовлетворены качеством оказанных услуг. Сопоставив ответы с определенными целевыми действиями, можно провести оценку эффективности стратегии и каналов.
С помощью программы трекинга звонков отслеживаются источники звонков, что позволяет сосредоточиться на каналах и объявлениях, которые приводят к заявкам.
Чтобы точно анализировать CR, рекомендуем комбинировать методы и инструменты.
Подробнее остановимся на вопросе, как считать конверсию в Яндекс.Метрике – популярном бесплатном сервисе аналитики.
Пошаговый алгоритм настройки
Универсального значения CR нет, показатель зависит от рода деятельности, конкуренции в отрасли, бизнес-модели (B2B, B2C и др.), цели рекламной кампании, вида услуги/продукта и др. Приведем средние уровни CR для самых популярных сфер:
Это усредненные значения. Рекомендуем сравнивать рассчитанные значения CR с аналогичными метриками успешных нишевых конкурентов, чтобы понимать, какие значения будут низкими, а какие – высокими, к чему нужно стремиться. А также отслеживать показатель в динамике, с учетом конъюнктуры рынка и других факторов.
Как увеличить CR
Мы разобрались, что такое CR, как рассчитать конверсию по формуле, какие инструменты использовать в работе. Помните про этот показатель эффективности работы бизнеса, который напрямую влияет на рост продаж, увеличение доходов компании и числа довольных клиентов.
Как подключить Google Analytics к сайту и настроить отчеты
Читать статьюGoogle Analytics – что это и для чего нужно? Подробное описание возможностей сервиса Google Аналитикс
Читать статьюКак пользоваться Яндекс.Метрикой: настройка и основные функции
Читать статьюКак рассчитать прибыль
Читать статью