СВОТ анализ — это отличный способ предотвратить риски в условиях жесткой конкуренции рынка. Результативный метод исследования наглядным образом показывает успешные и ненадежные аспекты бизнеса или его направлений, филиалов, продуктов. Разберем подробно, что такое SWOT анализ и почему он помогает быстро найти эффективные пути вывода предприятия из кризиса. Рассмотрим на примерах, как использовать принцип SWOT анализа, как делать таблицу, систематизировать информацию и моделировать матрицу решений.
SWOT-анализ — это реально работающее средство для оценки фактического состояния компании, бизнес-проекта. Принцип исследования включает раскладку аспектов проблемы на одной плоскости с вариантами выхода из ситуации. Наглядно понять, что такое SWOT анализ, поможет расшифровка акронима:
Strengths (сильные стороны);
Weaknesses (слабые стороны);
Opportunities (возможности);
Threats (угрозы).
Что конкретно подразумевает каждый тезис, можно увидеть в следующей таблице:
Strengths |
Weaknesses |
Сюда могут входить следующие преимущества:
Данные факторы работают на успех предприятия. |
Слабые стороны могут включать:
Этот аспект СВОТ анализа высвечивает внутренние «тормоза», способные негативно повлиять на развитие бизнеса. |
Opportunities |
Threats |
В эту графу входят факторы, которые фирма может использовать для улучшения положения дел:
Сюда можно вписывать любые возможности, даже если на первый взгляд, они очень малы. |
В этот квадрате расписывают внешние (объективные) угрозы, например:
Данный аспект показывает, какие внешние факторы плохо отражаются на деятельности организации. Эти важные моменты нужно учесть при планировании. |
SWOT анализ это объективное видение ситуации, возможность высветить все позитивные и негативные моменты, влияющие на деятельность компании. Угрозы могут быть связаны с внутренними и внешними проблемами. Комплексный визуальный подход поможет лучше понять, какие шаги следует предпринять для достижения поставленных целей, разработать стратегию маркетинга и управления бизнес-проектами.
Метод исследования может стать основой для оценки эффективности не только для бизнеса, но и коллектива, личности, различных отраслей экономики, в том числе строительство, транспорт и связь.
Надо учитывать, что SWOT анализ это начальный этап исследования, на основании которого ведется дальнейшая разработка более детальной стратегии.
Существует несколько видов SWOT-анализа, которые можно применить для разных целей по отдельности и в комплексе.
Экспресс-анализ. Поможет в ситуации, когда внешние вызовы требуют принятия оперативного решения. Ускоренная, «поверхностная» система анализа поможет быстро разобраться в ситуации, сфокусироваться на сильных сторонах бизнеса и эффективно противостоять негативным факторам. Главное преимущество экспресс-анализа — возможность наглядно увидеть все стороны бизнеса и решить, какие моменты нужно усилить, какие недостатки устранить.
Сводный анализ. Более сложный по сравнению с экспресс-анализом метод требует глубокого погружения в ключевые показатели деятельности компании. Исследование захватывает не только текущие характеристики, но и прогноз на перспективу. Такой подход приносит больше исходного материала и количественных характеристик для вычисления вариантов стратегических позиций.
Смешанный анализ. Смешанная форма SWOT анализа — это симбиоз проведения экспресс исследования и сводного типа для того чтобы детально проработать бизнес-среду. Полученные данные сводят в одну таблицу для визуального перекрестного анализа. В результате удается вывести эффективную матрицу стратегических решений.
SWOT анализ это отличный способ достичь ключевых целей, без которых невозможно сделать современный бизнес успешным. Перечислим самые важные.
Выработка стратегии
SWOT анализ поможет разработать правильную стратегию развития бизнес-проекта. Все, что попадает в квадрат «Strengths», компания сможет использовать для устранения недочетов. Особенно это важно для стартапа, который выходит на рынок с новым товаром или услугой. Группе единомышленников нужно понять, каким образом быстро продвинуть свою продукцию или адаптироваться к новым условиям рынка раньше конкурентов, у которых подобная продукция.
Принятие обоснованных решений
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз помогает принимать правильные решения. Если четко понимать, что такое Свот анализ и как его применять, можно быстро определить перспективные бизнес-проекты и увидеть недочеты слабых аспектов бизнеса.
Оценка степени риска
Благодаря детальному анализу в квадрате «Threats» компания получает мощный инструмент для оценки рисков, что поможет своевременно принять меры для их снижения. Реалии современного рынка диктуют необходимость всегда быть начеку и уметь плавно вести бизнес в условиях турбулентности.
Планирование маркетинговых стратегий
SWOT-анализ позволит выяснить, какие рыночные сегменты остались незадействованными, что можно предпринять, чтобы привлечь новых клиентов. Кроме того, регулярный СВОТ анализ поможет оценить, как работает выработанная год или полгода назад стратегия и актуализировать ее. В результате можно получить конкурентные преимущества.
Объективная оценка конкурентной среды
Понимание сильных и слабых сторон конкурентов поможет выстроить более эффективные стратегии в борьбе за рынок. Например, компания хочет открыть филиал в другом регионе. Качественный SWOT-анализ покажет, какой регион лучше подходит для этих целей и стоит ли это сделать в принципе.
Предложенная ниже схема из шести шагов поможет понять, как сделать СВОТ анализ, нацеленный на результат.
Постановка цели
Перед тем как начать анализировать деятельность компании, нужно четко представлять, с какой целью это делается. Например, нужно выяснить с помощью swot анализа как делать продажи более эффективными, как планировать логистический процесс с учетом текущего положения на внутреннем и внешнем рынке.
Вопросы, которые помогут определиться с постановкой целей:
Соберите всю необходимую информацию
SWOT- анализ это возможность собрать воедино необходимую информацию о компании, используя разные источники. Составьте список данных, которые понадобятся для маркетингового исследования. Это могут быть бухгалтерские отчеты, глобальный анализ рыночных процессов, результаты социологических исследований.
Вопросы, которые помогут собрать информацию:
Составьте перечень сильных и слабых сторон бизнеса
В список могут входить такие аспекты деятельности, как качество продукта или услуги, кадровый потенциал, клиентская база, организация логистики, внедрение новейших исследований и разработок, психологические факторы для решения управленческих задач, рекламная концепция.
Вопросы, которые помогут выявить проблемы и точки роста:
Найдите возможности и определите угрозы
На этом этапе нужно обратить внимание на внешнюю среду, найти источники угроз и факторы, способствующие развитию компании. Триггерами могут стать внесение изменений в законодательную базу, появление принципиально новых технологий или сильных конкурентов в рыночном сегменте.
Вопросы в качестве подсказки:
Составьте таблицу SWOT-анализа
Собранную информацию распределите на категории: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats. Такое оформление информации упростит общую картину для проведения анализа.
Вспомогательные вопросы:
Приступите к разработке стратегии
Результаты анализа используйте для планирования развития производства, формулировки стратегических направлений деятельности, поиска инструментов, с помощью которых вы будете двигаться к цели.
При разработке стратегии надо учитывать, что SWOT- анализ это готовый инструмент планирования, который требует использования только проверенных источников информации. От полученных результатов будет зависеть дальнейший вектор движения компании.
Примеры SWOT-анализа
Strengths |
Weaknesses |
✔ Большой выбор популярных блюд. ✔ Расположение рядом с учебным городком обеспечивает высокий трафик. ✔ Оперативная служба доставки. ✔ Функциональный сайт и call-центр для удобства клиентов. |
✔ Большие расходы на аренду помещения.
✔ В часы пик высокая загруженность персонала, что приводит к очередям.
✔ Сбои в поставке полуфабрикатов. |
Opportunities |
Threats |
✔ Внедрение новых технологических разработок для ресторанов быстрого питания для улучшения сервиса. ✔ Открытие в этом году построенной неподалеку новой станции метрополитена увеличит количество потенциальных клиентов. |
✔ Постоянный рост закупочных цен у поставщиков.
✔ Изменения в законе о рекламе.
✔ Конкуренция со стороны расположенной поблизости известной торговой сети, которая активно развивает мультиформатную бизнес-модель. |
Strengths |
Weaknesses |
✔ Качественные и недорогие товары ведущих производителей России, Белоруссии, Китая, Индии, Турции. ✔ Дружественный интерфейс сайта. ✔ Эффективный контроль качества товаров. ✔ Хорошо организованный электронный документооборот. |
✔ Не достаточно продуктивное присутствие в соцсетях.
✔ Большие расходы на содержание складов и офисов.
✔ Большие расходы на оплату телефонной связи и вспомогательных онлайн-сервисов.
✔ Бывают потери заказов после отгрузки.
✔ Низкая эффективность управления материальными запасами. |
Opportunities |
Threats |
✔Расширение географии поставщиков за счет новых экспортных возможностей. ✔Автоматизация внутренних процессов с помощью новых специализированных товароучетных систем. ✔Расширение числа фулфилмент-операторов на рынке, которым можно передать логистические процессы на аутсорс. |
✔ Серьезная конкуренция со стороны крупных онлайн-магазинов.
✔ Риск негативного воздействия экономических потрясений на снижение покупательской способности.
✔ Угроза вирусных атак на сайт с масштабными утечками данных пользователей.
✔ Быстро меняющиеся модные тренды. |
Основные преимущества SWOT-анализа:
— Метод простой и понятный, легко применим для широкого круга задач. Специальных знаний бухгалтерии или управленческих навыков не требуется.
— Комплексный подход позволяет объективно оценить ситуацию.
— Концентрация на важнейших аспектах поможет правильно расставить приоритеты для устранения потенциальных угроз и сосредоточиться на важных направлениях роста.
Недостатки SWOT-анализа:
— Присутствуют риски субъективных выводов, касающихся достижений команды, если использовать ограниченный круг источников информации.
— Ряд важных моментов можно упустить из-за слишком упрощенного подхода к оценке деятельности компании.
— SWOT-анализ не дает готовых решений, а только предлагает готовый комплексный материал для матрицы решений.
SWOT-анализ можно применить для выработки стратегии любого масштаба, от частной пекарни до больших интернет-площадок по продаже брендовых товаров. Мы рассмотрели на примерах, как выглядит SWOT анализ, как делать таблицу, чтобы грамотно планировать дальнейшие действия на основе достигнутых результатов и незадействованных возможностей.
Рекомендуется проводить оценку ключевых качественных показателей бизнеса не реже одного раза в год, чтобы не допустить ситуации, когда затраты превысят доходную часть.