SWOT-анализ: определение, виды, примеры и преимущества

СВОТ анализ — это отличный способ предотвратить риски в условиях жесткой конкуренции рынка. Результативный метод исследования наглядным образом показывает успешные и ненадежные аспекты бизнеса или его направлений, филиалов, продуктов. Разберем подробно, что такое SWOT анализ и почему он помогает быстро найти эффективные пути вывода предприятия из кризиса. Рассмотрим на примерах, как использовать принцип SWOT анализа, как делать таблицу, систематизировать информацию и моделировать матрицу решений.

Что такое SWOT-анализ

SWOT-анализ — это реально работающее средство для оценки фактического состояния компании, бизнес-проекта. Принцип исследования включает раскладку аспектов проблемы на одной плоскости с вариантами выхода из ситуации. Наглядно понять, что такое SWOT анализ, поможет расшифровка акронима:

Что конкретно подразумевает каждый тезис, можно увидеть в следующей таблице:

Strengths

Weaknesses

Сюда могут входить следующие преимущества:

  • уникальные продукты или услуги;

  • опытный и квалифицированный персонал; 

  • сильный бренд;

  • прочная материально-техническая база.

Данные факторы работают на успех предприятия.

Слабые стороны могут включать:

  • недостаточную финансовую устойчивость;

  • низкую производительность труда;

  • отсутствие инноваций;

  • проблемы с логистикой.

Этот аспект СВОТ анализа высвечивает внутренние «тормоза», способные негативно повлиять на развитие бизнеса.

Opportunities

Threats

В эту графу входят факторы, которые фирма может использовать для улучшения положения дел:

  • рост потребительского рынка,

  •   изменение предпочтений клиентов;

  •   появление новых технологий;

  • партнерство с другими компаниями.

Сюда можно вписывать любые возможности, даже если на первый взгляд, они очень малы.

В этот квадрате расписывают внешние (объективные) угрозы, например:

  • высокая конкуренция в сегменте рынка;

  • экономические кризисы;

  • изменения законодательной базы;

  • технологические риски.

Данный аспект показывает, какие внешние факторы плохо отражаются на деятельности организации. Эти важные моменты нужно учесть при планировании.

SWOT анализ это объективное видение ситуации, возможность высветить все позитивные и негативные моменты, влияющие на деятельность компании. Угрозы могут быть связаны с внутренними и внешними проблемами. Комплексный визуальный подход поможет лучше понять, какие шаги следует предпринять для достижения поставленных целей, разработать стратегию маркетинга и управления бизнес-проектами.

Метод исследования может стать основой для оценки эффективности не только для бизнеса, но и коллектива, личности, различных отраслей экономики, в том числе строительство, транспорт и связь.

Надо учитывать, что SWOT анализ это начальный этап исследования, на основании которого ведется дальнейшая разработка более детальной стратегии.

Виды SWOT-анализа

Существует несколько видов SWOT-анализа, которые можно применить для разных целей по отдельности и в комплексе.

Для чего применяется SWOT-анализ?

SWOT анализ это отличный способ достичь ключевых целей, без которых невозможно сделать современный бизнес успешным. Перечислим самые важные.

  1. Выработка стратегии

  2. SWOT анализ поможет разработать правильную стратегию развития бизнес-проекта. Все, что попадает в квадрат «Strengths», компания сможет использовать для устранения недочетов. Особенно это важно для стартапа, который выходит на рынок с новым товаром или услугой. Группе единомышленников нужно понять, каким образом быстро продвинуть свою продукцию или адаптироваться к новым условиям рынка раньше конкурентов, у которых подобная продукция.

  3. Принятие обоснованных решений

  4. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз помогает принимать правильные решения. Если четко понимать, что такое Свот анализ и как его применять, можно быстро определить перспективные бизнес-проекты и увидеть недочеты слабых аспектов бизнеса.

  5. Оценка степени риска

  6. Благодаря детальному анализу в квадрате «Threats» компания получает мощный инструмент для оценки рисков, что поможет своевременно принять меры для их снижения. Реалии современного рынка диктуют необходимость всегда быть начеку и уметь плавно вести бизнес в условиях турбулентности.

  7. Планирование маркетинговых стратегий

  8. SWOT-анализ позволит выяснить, какие рыночные сегменты остались незадействованными, что можно предпринять, чтобы привлечь новых клиентов. Кроме того, регулярный СВОТ анализ поможет оценить, как работает выработанная год или полгода назад стратегия и актуализировать ее. В результате можно получить конкурентные преимущества. 

  9. Объективная оценка конкурентной среды

  10. Понимание сильных и слабых сторон конкурентов поможет выстроить более эффективные стратегии в борьбе за рынок. Например, компания хочет открыть филиал в другом регионе. Качественный SWOT-анализ покажет, какой регион лучше подходит для этих целей и стоит ли это сделать в принципе. 

    Как сделать SWOT-анализ

    Предложенная ниже схема из шести шагов поможет понять, как сделать СВОТ анализ, нацеленный на результат.

    1. Постановка цели

      Перед тем как начать анализировать деятельность компании, нужно четко представлять, с какой целью это делается. Например, нужно выяснить с помощью swot анализа как делать продажи более эффективными, как планировать логистический процесс с учетом текущего положения на внутреннем и внешнем рынке.

      Вопросы, которые помогут определиться с постановкой целей:

      • Каких конкретных результатов вы ждете от SWOT-анализа?
      • Какие проблемы нужно решить для достижения целей?
      • Насколько четко вы представляете ключевые конкурентные преимущества?
    2. Соберите всю необходимую информацию

      SWOT- анализ это возможность собрать воедино необходимую информацию о компании, используя разные источники. Составьте список данных, которые понадобятся для маркетингового исследования. Это могут быть бухгалтерские отчеты, глобальный анализ рыночных процессов, результаты социологических исследований.

      Вопросы, которые помогут собрать информацию:

      • Какие статистические данные вы используете для проведения анализа?
      • Какие альтернативные источники информации можно задействовать?
      • На какие аспекты бизнеса нужно обратить особое внимания при сборе информации?
    3. Составьте перечень сильных и слабых сторон бизнеса

      В список могут входить такие аспекты деятельности, как качество продукта или услуги, кадровый потенциал, клиентская база, организация логистики, внедрение новейших исследований и разработок, психологические факторы для решения управленческих задач, рекламная концепция.

      Вопросы, которые помогут выявить проблемы и точки роста:

      • Какие структурные элементы бизнеса показывают устойчивый рост, а какие функционируют нестабильно?
      • Насколько прочными являются ваши связи с поставщиками и потребителями?
      • Какие ресурсы для улучшения технико-экономические показателей предприятия остались не задействованными?
    4. Найдите возможности и определите угрозы

      На этом этапе нужно обратить внимание на внешнюю среду, найти источники угроз и факторы, способствующие развитию компании. Триггерами могут стать внесение изменений в законодательную базу, появление принципиально новых технологий или сильных конкурентов в рыночном сегменте. 

      Вопросы в качестве подсказки:

      • Какие экономические тенденции могут принести выгоду вашему бизнесу?
      • Где вы видите источники угроз для бизнеса?
      • Насколько конкурентоспособными являются ваши услуги и товары в условиях современного рынка?
    5. Составьте таблицу SWOT-анализа

      Собранную информацию распределите на категории: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats. Такое оформление информации упростит общую картину для проведения анализа.

      Вспомогательные вопросы:

      • Какими достижениями вашего бизнеса можно гордиться?
      • Какие недочеты требуют корректировки?
      • Какие ресурсы помогут развиваться?
      • Насколько четким является ваше видение угроз при разработке стратегии?
    6. Приступите к разработке стратегии 

      Результаты анализа используйте для планирования развития производства, формулировки стратегических направлений деятельности, поиска инструментов, с помощью которых вы будете двигаться к цели. 

      При разработке стратегии надо учитывать, что SWOT- анализ это готовый инструмент планирования, который требует использования только проверенных источников информации. От полученных результатов будет зависеть дальнейший вектор движения компании.

    Примеры SWOT-анализа

    Пример 1: SWOT-анализ для ресторана быстрого питания

    Strengths

    Weaknesses

    ✔ Большой выбор популярных блюд.

    ✔ Расположение рядом с учебным городком обеспечивает высокий трафик.

    ✔ Оперативная служба доставки.

    ✔ Функциональный сайт и call-центр для удобства клиентов.

    ✔ Большие расходы на аренду помещения.

    ✔ В часы пик высокая загруженность персонала, что приводит к очередям.

    ✔ Сбои в поставке полуфабрикатов.

    Opportunities

    Threats

    ✔ Внедрение новых технологических разработок для ресторанов быстрого питания для улучшения сервиса.

    ✔ Открытие в этом году построенной неподалеку новой станции метрополитена увеличит количество потенциальных клиентов. 

    ✔ Постоянный рост закупочных цен у поставщиков.

    ✔ Изменения в законе о рекламе.

    ✔ Конкуренция со стороны расположенной поблизости известной торговой сети, которая активно развивает мультиформатную бизнес-модель.

    Пример 2: SWOT-анализ для онлайн-магазина по продаже одежды, обуви и аксессуаров

    Strengths

    Weaknesses

    ✔ Качественные и недорогие товары ведущих производителей России, Белоруссии, Китая, Индии, Турции.


    ✔ Дружественный интерфейс сайта.


    ✔ Эффективный контроль качества товаров.


    ✔ Хорошо организованный электронный документооборот.

    ✔ Не достаточно продуктивное присутствие в соцсетях.


    ✔ Большие расходы на содержание складов и офисов.


    ✔ Большие расходы на оплату телефонной связи и вспомогательных онлайн-сервисов.


    ✔ Бывают потери заказов после отгрузки.


    ✔ Низкая эффективность управления материальными запасами.

    Opportunities

    Threats

    ✔Расширение географии поставщиков за счет новых экспортных возможностей.

    ✔Автоматизация внутренних процессов с помощью новых специализированных товароучетных систем.

    ✔Расширение числа фулфилмент-операторов на рынке, которым можно передать логистические процессы на аутсорс.

    ✔ Серьезная конкуренция со стороны крупных онлайн-магазинов.

    ✔ Риск негативного воздействия экономических потрясений на снижение покупательской способности.

    ✔ Угроза вирусных атак на сайт с масштабными утечками данных пользователей.

    ✔ Быстро меняющиеся модные тренды.

    Преимущества и недостатки SWOT-анализа

    Основные преимущества SWOT-анализа:

    — Метод простой и понятный, легко применим для широкого круга задач. Специальных знаний бухгалтерии или управленческих навыков не требуется.
    — Комплексный подход позволяет объективно оценить ситуацию.
    — Концентрация на важнейших аспектах поможет правильно расставить приоритеты для устранения потенциальных угроз и сосредоточиться на важных направлениях роста.

    Недостатки SWOT-анализа:

    — Присутствуют риски субъективных выводов, касающихся достижений команды, если использовать ограниченный круг источников информации.
    — Ряд важных моментов можно упустить из-за слишком упрощенного подхода к оценке деятельности компании.
    — SWOT-анализ не дает готовых решений, а только предлагает готовый комплексный материал для матрицы решений.

    SWOT-анализ можно применить для выработки стратегии любого масштаба, от частной пекарни до больших интернет-площадок по продаже брендовых товаров. Мы рассмотрели на примерах, как выглядит SWOT анализ, как делать таблицу, чтобы грамотно планировать дальнейшие действия на основе достигнутых результатов и незадействованных возможностей. 

    Рекомендуется проводить оценку ключевых качественных показателей бизнеса не реже одного раза в год, чтобы не допустить ситуации, когда затраты превысят доходную часть.  

назад в раздел

Читайте статьи по теме:

Ежемесячная рассылка статей

Ежемесячная рассылка статей

Загрузка...