Стратегическое планирование – это управленческая задача, решение которой помогает определить долгосрочные цели компании, а также подобрать инструменты для их достижения. Результатом стратегического планирования становится четкий план по повышению конкурентоспособности бизнеса, его эффективности и увеличения прибыли. В нем учитываются все факторы, влияющие на деятельность предприятия, в том числе рыночная конъюнктура.
Стратегический план это
Стратегический план предприятия - это эффективный инструмент, который позволяет понять направление развития компании. А также продумать шаги по достижению поставленных целей.
В стратегический план входят три составляющих – формулировка миссии компании; концепция развития; непосредственно план мероприятий.
Такой документ составляется обычно на ближайшие три-пять лет. И не только дает ориентиры для последующего продвижения, но и позволяет сверять получаемые результаты с запланированными задачами.
Стратегическое планирование это
Под стратегическим планированием понимается комплексная работа, направленная развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Она включает решение нескольких важных вопросов. В процессе планирования необходимо
-
провести оценку существующего состояния компании и составить прогноз дальнейшего развития, опираясь на предполагаемые результаты функционирования бизнеса;
-
составить программу, куда войдут конкретные мероприятия, позволяющие достичь поставленных целей;
-
выбрать инструменты, при помощи которых будет осуществляться план;
-
продумать, какие условия необходимы, чтобы достичь цели, а также приложить усилия к их созданию;
-
просчитать альтернативные сценарии развития компании, учитывая ее потенциал, риски и возможности.
При составлении стратегического плана важно определять реалистичные цели, а также выбирать реалистичные формулировки ценностей и миссии компании.
Цели и задачи стратегического планирования
У любого планирования должна быть конкретная цель. Она позволяет понять, к чему именно будет стремиться предприятий в своем развитии. Помогает заметить важные условия, необходимые для такого движения.
Стратегическая цель – это ориентир, путеводная звезда. Ставится она на ближайшие три-пять лет. И должна быть четкой и ясной, отражая то, что компания намерена привнести в мир в ближайшие годы. Она также должна быть реалистичной, то есть необходимо понимание, с помощью каких инструментов ее можно достичь. Цель можно измерить по определенным параметрам – числовым или другим.
Для достижения стратегических целей бизнесу необходимо решить несколько основных задач.
-
Формулировка миссии компании и видения ее будущего.
-
Разработка плана, который поможет сотрудникам увидеть конкретные цели, задачи и шаги.
-
Синхронизация менеджмента на всех уровнях управления для достижения понимания способов решения задач в разных подразделениях компании.
-
Прогноз роста бизнеса в перспективе и создание задел для его развития. Для этого важно четко понимать текущее положение дел, а также видеть реалистичную картину, к которой нужно прийти спустя год, два, три, четыре, пять. Это помогает всем работникам предприятия понять, куда именно оно движется, и что получат в итоге они сами.
Процесс стратегического планирования
Для успешного составления стратегического плана необходимо сформировать команду, которая будет руководить решением этой задачи. В нее включают сотрудников, которые особенно заинтересованы в развитии компании – пять-десять человек, входящих в высший и средний менеджмент предприятия.
Процесс планирования состоит из нескольких основных этапов.
-
Понять, в какой точке находится компания, проведя анализ рынка, клиентов, лояльности сотрудников и так далее.
-
Разработать стратегию развития бизнеса и составить стратегический план.
-
Продумать альтернативную стратегию.
-
Опубликовать план, отладить управление его реализацией и организовать контроль выполнения.
Этап 1: Анализ текущей ситуации
Основой стратегического плана становится анализ текущего положения дел в компании и ее места на рынке. Это большая работа, которая ведется по нескольким направлениям.
- Сбор информации о ситуации на рынке и в вашей отрасли. Это помогает понять, какие возможности есть у предприятия, с какими рисками и угрозами оно может столкнуться. Анализ проводится по всем направлениям.
- Сведения о том, что ваши клиенты хотят получить от вашего предприятия. Возможно, это усовершенствованные продукты или новые, улучшение сервиса и введение новых дополнительных услуг. Это помогает запланировать изменения в продуктовой линейке, в продвижении, продумать, как можно усовершенствовать сервис.
- Мнение сотрудников компании, которые помогут улучшить бизнес-процессы, усовершенствовать продукт и управленческую систему. Это важная информация, ведь работники, непосредственно контактирующие с клиентами, получают от них отклики о продукте и сервисе напрямую.
- ССВУ – анализ Сильных и Слабых сторон бизнеса, на также его Возможностей и Угроз, которые могут помешать развитию. Для этого важно выяснить, в чем главное преимущество предприятия, что уже хорошо получается, в чем отличия от конкурентов, на какие внешние и внутренние факторы может опираться компания. Внешние подразумевают экономическую ситуацию, условия конкуренции, особенности законодательство и так далее. Внутренние означают философию ведения бизнеса, финансовые возможности, стоимость активов и другие факторы. Все это помогает понять, в чем компании еще нужно расти, чего не хватает, в чем конкуренты превосходят, и какие есть ограничения.
Этап 2: Постановка целей
На основе проведенного анализа формулируются цели развития компании. Стратегическая цель – это детализированное понимание того, к чему придет предприятие через несколько лет. Представление, как могут измениться его позиции на рынке, его продукты, прибыль и другие аспекты работы.
Для формулировки цели необходимо сформировать видение будущего состояния бизнеса. В нем отражаются конкретные шаги по достижению новых высот.
Сначала определяется цель на весь период планирования, а затем для каждого этапа ставятся промежуточные цели. Это помогает спланировать пошаговый процесс.
Этап 3: Выбор альтернативных стратегий
Процесс планирования стратегии предполагает выбор не одного, а двух-трех путей развития предприятия. Как правило, альтернативные стратегии разрабатывают в трех основных вариантов.
- Безопасный. Цели ставятся на базе полученной в ходе анализа информации. План продаж, к примеру, составляется с учетом уже существующего объема продаж и его динамики в предшествующие периоды.
- Сокращение – снижение показателей работы. Этот путь выбирается, когда планируется уменьшить объемы производства во время экономического кризиса, ликвидировать предприятие, закрыть отдельные точки продаж, или вообще выбрать новое направление развития бизнеса.
- Свободный рост. Предполагает, что показатели работы предприятия постепенно растут. Этот вариант подходит для новых компаний, работающих в свободных нишах на рынке. Они могут расширять ассортимент, создавать новые точки продаж.
Возможна комбинация двух-трех стратегий: это свойственно компаниям, которые ведут свою деятельность в нескольких областях.
Этап 4: Реализация плана и контроль
Стратегический план – это руководство к действию. Чтобы цели воплотились в реальность, необходимо провести большую работу.
- Стратегический план должен быть известен и понятен каждому сотруднику организации. Каждый работник должен очень хорошо понимать, какой именно вклад он может внести в достижение поставленных целей, и что он получит в итоге. Для каждого отдела нужен свой план, с четкими задачами.
- Необходимо обеспечить ресурсы, за счет которых будет реализовываться план: материальные, кадровые, программные и так далее.
- План нужно регулярно обновлять – каждый квартал и каждый год. Это поможет учесть динамику внутри и снаружи компании, чтобы двигаться дальше более эффективно. Может измениться ситуация на рынке, и тогда придется пересматривать краткосрочные, а иногда и долгосрочные цели. В условиях экономического кризиса нужна одна стратегия, а при подъеме экономики – другая. В том и другом случаях появляются новые угрозы и новые возможности.
- Воплощение стратегии нужно постоянно контролировать. Это позволяет сверить курс, оценить достигнутые результаты на каждом этапе, а также внести коррективы при необходимости. Контроль реализации плана осуществляется путем сравнения параметров, которые были запланированы, с теми, что получились. Оцениваются рентабельность бизнеса, динамика доходов. Контроль должен быть регулярным: только так можно получить точную картину происходящего и вовремя заметить дефицит в том или ином направлении.
Для повышения качества стратегического планирования, а затем контроля реализации плана могут использоваться специальные автоматизированные системы. Это помогает собирать все необходимые данные в одной программе. И высвобождает время сотрудников, которое они могут потратить на решение своих непосредственных служебных задач.
Инструменты и методы стратегического планирования
Стратегическое планирование – это масштабная и долговременная работа. Повысить ее эффективность помогают современные инструменты.
- SWOT-анализ. Оценивает сильные и слабые стороны предприятия, его возможности, а также вероятные угрозы развитию бизнеса. Каждый фактор может оцениваться по 5-балльной шкале. Такой анализ помогает составить точное понимание преимуществ и недостатков компании, а также заранее предусмотреть меры для минимизации возможных рисков.
- Бенчмаркинг – конкурентный анализ. Служит для изучения сильных и слабых сторон конкурентов для того, чтобы обнаружить новые идеи для развития своего бизнеса. Бенчмаркинг также помогает более точно определить место своей компании в определенной рыночной нише и понять, что позволяет конкурентам вас опередить.
- PEST-анализ. Подразумевает изучение влияния внешней среды в обозримом будущем. Сюда относятся процессы геополитики, изменения законодательства (Р), инфляция, изменения процентной ставки и покупательской способности населения, динамика на рынке труда (Е); социальные факторы – мода, культура, традиции, привычки (S); появление новинок в технологиях, оборудовании (T). Такой анализ позволяет увидеть новые ресурсы и варианты развития бизнеса, а также заметить возможные угрозы.
- Roadmap – дорожная карта. Становится обобщением идей, инсайтов, наработок, которые выливаются в план. По ней можно отслеживать, в какой точке находится компания по мере реализации стратегии: вести эффективный контроль. Она помогает всегда знать, что получается, а что нет, где предприятие идет по плану, а где заметно отстает. И вовремя вносить коррективы. Этот документ должен быть доступен каждому сотруднику компании, чтобы каждый представлял всю картину целиком. Открытость повышает лояльность работников, а это благоприятно влияет на развитие бизнеса.