Целевая аудитория: определение, виды, анализ ЦА

Товар или услуга хорошо продаются, лишь когда точно известно, кому именно мы их продам. Целевая аудитория – это потенциальные покупатели, люди, которым продукт может быть полезен. Зная, что такое целевая аудитория, можно выбрать успешную маркетинговую стратегию – и получить нужный результат. Для этого проводится анализ целевой аудитории, составляется ее портрет.

Что такое целевая аудитория (ЦА)

Целевая аудитория  это люди: группы отдельных людей и предприятия определенных направлений и специфики. Им больше остальных интересен ваш продукт, поэтому маркетинговые мероприятия должны разрабатываться с учетом их особенностей. Список включает возраст, пол, географическое положение, интересы. Учитывая как можно больше моментов, можно создавать продукт и так доносить данные о нем, что ЦА захочет его купить

Преимущества определения и анализа ЦА

Анализ целевой аудитории – первый и обязательный шаг формирования успешной бизнес-стратегии. Это помогает решить несколько задач.

Виды целевой аудитории

Маркетологи выделяют три основных типа ЦА по определенным параметрам.

  • Основная и косвенная. Первой называют группу потенциальных потребителей, которым продукт интересен непосредственно. Молоко, очевидно, больше нужно семьям, где есть дети, чем одиноким молодым мужчинам. Косвенная целевая аудитория – это люди, которые влияют на выбор товара или услуги. В случае с молоком это могут быть врачи-педиатры, нутрициологи, диетологи. Они могут рекомендовать, какое именно молоко лучше покупать.

  • Широкая и узкая. Широкая целевая аудитория - это большое число потребителей, отличающихся по своим потребностям и особенностям. Многие люди покупают спортивную экипировку. Но те, кто любит бег, заинтересованы в определенных обуви и одежды: они являются узкой ЦА. У них соответствующие возраст, пол, социальное положение.

  • В2В или В2С. В2В целевая аудитория – это предприятия либо организации, которым могут понадобиться продукция или услуги. Например, для производителя торгового оборудования - магазины. В2С целевая аудитория – это люди, покупающие товары и услуги, чтобы пользоваться ими лично. ЦА фермерского хозяйства – посетители магазинов, где продается его продукция.

Зная, какая у вас целевая аудитория, виды ее групп, можно выстраивать стратегию с учетом их особенностей. 

Как определить целевую аудиторию 

Маркетологи давно разработали способы для определения ЦА. Перечислим основные инструменты, которыми можно воспользоваться, чтобы нарисовать портрет своего потенциального покупателя.

  • «5W». Эту стратегию придумал Марк Шеррингтон, который основал компанию Added Value. В ее основе пять вопросов. Первый – «Что?»: что собираетесь продавать, и к какому типу относятся услуга или продукт. Второй вопрос – «Кто?»: кто будет это покупать. Здесь составляется портрет потенциального потребителя. Третий – «Почему?»: из какой мотивации (потребности) может действовать покупатель вашего продукта. Четвертый – «Когда?»: каковы условия, в которых целевая аудитория будет покупать продукт. И пятый вопрос – «Где?»: это о том, в каких местах больше шансов продать товар или услугу целевым покупателям.

  • «От обратного». Метод строится на изучении потребностей потребителя. Исследуется, чего клиент хочет, что ему важно, необходимо. Определяется мотивация, которая способна привести его к покупке товара или услуги. Это помогает понять, какие люди или компании относятся к вашей целевой аудитории, и какие действия помогут стимулировать их выбрать именно ваш продукт.

  • «От продукта». В этом случае определение целевой аудитории основывается на характеристиках товара или услуги. Если это уникальный продукт, стоит искать для него ЦА, а потом выстраивать стратегию продаж под нее. Сначала анализируется сам продукт: составляется короткое резюме. Затем изучается рынок, выделяются сегменты, где продукт может быть востребован. Описываются параметры потенциальных потребителей. Это помогает составить максимально точный портрет целевой аудитории, опираясь на уникальные свойства продукта и известные потребности покупателей.

  • «Опрос». Спрашивая людей и компании о том, какими продуктами из вашей рыночной ниши они пользуются, чего они хотят от товара или услуги, можно понять, кому это может быть интересно. И таким образом выявить группу с потребностью в продукте. Опросы можно проводить через соцсети, а также специальные сервисы. Один из вариантов Marquiz. Он используется при проведении интерактивных опросов и квизов. Вопросы можно персонализировать и кастомизировать, оформлять соответствующим образом, чтобы привлекать внимание пользователей интернета. Marquiz интегрирован более, чем с четырьмя сотнями сервисов. Другой вариант - Google Forms, доступен бесплатно. Можно проводить опросы в режиме онлайн и быстро анализировать ответы через Google Sheets. Хорошее решение для организации быстрых опросов.

  • «Портрет аудитории». Предполагает создание портрета обобщенного персонажа, которые отражает характеристики ЦА. Описывается, какого он пола, возраста, какие у него интересы, мотивация, потребности, социальное положение, доход и другое. 

  • «Фокус-группы и интервью». Опросы и исследования можно проводить на группах представителей целевой аудитории. Хороший эффект также дают развернутые интервью.

Как определить ЦА сайта

Проанализировать особенности своей целевой аудитории можно с помощью своего сайта (если он уже имеется). Бесплатные сервисы помогут собрать информацию. Они позволяют получать сведения о том, сколько людей и с какими характеристиками бывают на сайте и как они себя ведут на нем. Эти платформы предназначены для сбора детальной статистики о пользователях веб-ресурсов и их поведении. А это дает обширную информацию для определения своей целевой аудитории, на основе которой в дальнейшем разрабатывается маркетинговая стратегия. 

  • Google Analytics. Сервис отслеживает, какого возраста, из какой страны и города на сайт заходят посетители. Определяет, на каком языке они ищут информацию. «Узнает», с каких устройств и в каких операционных системах действуют. Помогает получать сведения о мобильных устройствах. «Смотрит», откуда приходят пользователи – источники трафика. «Замечает», как они ведут себя на сайте: сколько времени здесь проводят, сколько просматривают страниц и другие параметры. Позволяет делать выводы об интересах покупательской аудитории.

  • Яндекс Метрика. Работает по аналогичным алгоритмам. С ее помощью вы сможете узнать о географии посетителей, интересах, их активности на портале. Выяснить, какого они возраста и пола, какое у них социальное положение. Понять, откуда они приходят, чтобы оценить, насколько эффективны выбранные маркетинговые каналы. И внести коррективы в свою стратегию.

  • SimilarWeb. Сервис, помогающий провести конкурентный анализ веб-сайта. Выдает сведения о других сайтах: трафике и его источниках, отслеживает поведение посетителей. Вы можете узнать, какие сайты посещают ваши потенциальные покупатели, чем там интересуются, какие темы их больше увлекают. Понять, что они предпочитают в интернете и как себя в нем ведут. Выяснить, где проживают. Это облегчит определение целевой аудитории для своего продукта. Позволит больше узнать о ее предпочтениях, потребностях, мотивации, способах поиска в сети. И, соответственно, разработать максимально эффективную маркетинговую стратегию.

Сегментация целевой аудитории

Достичь максимального эффекта в разработке маркетинговой стратегии помогает деление ЦА на сегменты. Этот процесс называется сегментацией и направлен на выделение групп потенциальных покупателей из всей целевой аудитории. Так можно точнее выявить ее интересы и построить более действенные маркетинговые ходы. Сегментировать аудиторию можно по разных критериям.

  • Демография: пол, возраст, семейное положение, география (страна, регион, город).

  • Социально-экономические параметры: уровень образования, вид занятости, доход.

  • География: потенциальные покупатели делятся на подгруппы в соответствии с тем, где находятся. Это влияет на их поведение и предпочтения. В разных регионах мира, странах, субъектах государств и даже городах для людей могут быть важны разные моменты.

  • Географическая сегментация – еще один способ, как определить интересы целевой аудитории.  Ее данные оказываются полезными при создании продукта и его продвижении. На различия влияют климат, национальная культура, особенности быта, традиции и другие факторы.

  • Психографические признаки: ценности, стиль жизни, увлечения, интересы, социальный статус.

Портрет целевой аудитории

Портрет ЦА – маркетинговый термин, который описывает обобщенное представление о потенциальном покупателе. С этой точки зрения целевая аудитория – это стилизованный персонаж, на которого ориентируются маркетологи, разрабатывая планы продвижения продукта. И у него есть определенные характеристики.

  • Демографические означают пол, доход, уровень образованности, местоположение (география) и помогают понять потребности ЦА.

  • Потребности покупателя, интересы целевой аудитории и ее проблемы. Здесь нужно разобраться, что стремятся получить потенциальные потребители (желания). И какие именно свои проблемы они могли бы решить, используя ваши услуги или товары.

  • Мотивы и цели. Что движет этими людьми или компаниями: какая у них мотивация? Чего они хотят достичь? Что является важным для них? Что способно стать стимулом для совершения покупки?

  • Эмоциональная связь означает понимание того, как продукт способен закрыть потребность покупателя и реализовать выбранную им цель.

Пример портрета целевой аудитории

Портрет ЦА позволяет более четко представить, какая у вас целевая аудитория. 

Приведем примера портрета для школы рисования. Пусть представителя ЦА зовут Юлия. Ей 35 лет, живет в Москве. У нее есть семья: муж и двое детей-дошкольников. Она работает и стремится дать своим детям как можно больше возможностей для развития. Ценит семью, здоровье, саморазвитие, профессионализм и комфорт. Доход средний. 

Интересы целевой аудитории затрагивают сферу искусства: Юлия интересуется живописью. Выходные проводит в основном с семьей. Выбирает для детей грамотных преподавателей. 

При составлении портрета целевая аудитория обретает более персонализированные черты. Мы словно общаемся с конкретным человеком, у которого есть имя, свои интересы, ценности и предпочтения. 

Итог

Целевая аудитория – это основа, на которой строится успешное продвижение и продажа товара или услуги. Чем точнее ее портрет, чем более целенаправленными будут маркетинговые усилия, и тем лучше будет результат.

Определение целевой аудитории важно проводить с учетом различных характеристик. Использовать для этого проверенные методы и инструменты. Если у вас есть свой сайт, специальные сервисы помогут проанализировать ЦА. Это позволит получить максимум информации и понять, верна ли выбранная стратегия, и внести коррективы, если нужно.

Необходимо определиться также с видом целевой аудитории для своего продукта: В2В или В2С, широкая или узкая, основная или косвенная.

Точное представление о целевой аудитории дает знание о том, кому нужен ваш товар или услуга, для чего ему это нужно, где и каким образом покупатель может их приобрести и какими способами. А также показывает, по каким каналам он может получить информацию о продукте. Это необходимо, когда создается продукт, оценивается эффективность рекламы, формируется ценовая политика и выбираются каналы продаж.


назад в раздел

Читайте статьи по теме:

Ежемесячная рассылка статей

Ежемесячная рассылка статей

Загрузка...