Что такое customer journey map (CJM)

Customer journey map, сокращенно CJM – это карта пути клиента. Наглядно демонстрирует его коммуникацию с компанией, продуктом/услугой, от ознакомления до постпокупки. Говоря простыми словами, CJM – это индивидуальный маршрут покупателя.

Создается карта от имени клиента в удобном для изучения формате, например, табличном. На карте показываются все действия, цели, мысли, мотивы, эмоции и переживания покупателя, а также проблемы на пути к целевому действию.

Карта пути клиента дает четкое понятие об ожиданиях и возможных трудностях, позволяет предугадать их, оптимизировать маркетинговую стратегию. А также создать единое видение этого процесса и построить долгосрочные, успешные отношения с клиентами.

Для чего используется CJM?

Customer journey map – доступный и простой инструмент, помогающий оптимизировать взаимодействие с покупателем на всех этапах пути к целевому действию. Воронка продаж демонстрирует линейный путь потребителя к продукту, тогда как в CJM учитываются проблемные места, препятствия и обходные пути.

Customer journey map исследует следующие элементы:

Разобравшись, как составить CJM, изучив и проанализировав данные, проще понять, что важно и требуется целевой аудитории, что она ожидает от вашего бизнеса, что влияет на принятие решения о покупке, какие есть страхи и возражения. А также определить проблемные места в существующих процессах, улучшить продукт и качество обслуживания, уменьшить отток клиентов.

Что позволяет работа с CJM:

Далее рассмотрим, как составить customer journey map.

Какие блоки включает карта пути клиента?

Customer journey map – это структурированный документ, включающий базовые блоки. Структура вариабельна: для разных бизнесов, целевых групп и решаемых задач она будет индивидуальной.

Как составить сustomer journey map?

Рассмотрим пошагово, как составить customer journey map.

  1. Подготовка. Подумайте, какие цели вы преследуете – чего хотите достичь, внедрив в работу карту (улучшение качества обслуживания, рост продаж и др.). Соберите команду специалистов, которая будет работать над CJM, обсудите цели, распределите задачи.
  2. Сбор данных о клиентах. Изучите и сегментируйте аудиторию. Соберите информацию о целевой группе с помощью интервью, анализа поведения пользователей на сайте, опроса менеджеров по продажам, возьмите данные из CRM-системы и других источников. Например, можно провести опрос среди состоявшихся клиентов, как они узнали о продукте, что им понравилось/не понравилось.
  3. Определите персоны. Создайте несколько клиентских персон. Персоны − это вымышленные, собирательные образы, созданные на основании схожих характеристик. Персоны помогают понять потребности и мотивации клиентов.К примеру, одной из персон будет клиент Анна, 40 лет, работающая мама, ценящая комфорт и быстроту покупок онлайн.
  4. Опишите этапы пути клиента. Определите и конкретизируйте ключевые этапы, начиная со знакомства с продуктом до его использования и обратной связи. В общем путь клиента выглядит так:
    – Потребность: осознание проблемы, возникновение необходимости в продукте.
    – Рассмотрение: поиск решения и анализ предложений.
    – Ознакомление: знакомство, изучение данных о продукте.
    – Решение о покупке в компании.
    – Покупка: оформление заказа и совершение покупки определенным способом.
    – Использование продукта: получение пользовательского опыта, возможные трудности.
    – Обслуживание и обратная связь: обращение за поддержкой, отзыв о продукте.
    – Повторная покупка/прекращение использования продукта.
    Для Анны этап «Потребность» будет с того момента, когда у нее сломался электрочайник.
  5. Обозначьте точки контакта. Укажите точки контакта − места, где клиент коммуницирует с компанией: сайт, соцсети, контактные центры, служба поддержки, офлайн-магазин и др. Можно разделить точки на категории для лучшего понимания, например, до покупки, в процессе покупки и после нее.На этапе «Рассмотрение» Анна может посетить сайт интернет-магазина.
  6. Определите эмоции и ожидания. Обозначьте, какие эмоции и ожидания есть у клиента на каждой точке. Легко установить, где могут возникнуть отрицательные эмоции или, наоборот, радость.На этапе «Использование» Анна ожидает, что процесс использования чайника будет понятным и простым. Если ожидания не оправдаются, она может быть разочарована.
  7. Выявите проблемы и определите возможности для их устранения. На основе анализа данных и эмоций выделите проблемы и способы их решения: какие аспекты требуют наибольшего внимания и инвестиций. Если клиенты жалуются на сложный алгоритм возврата товара по браку, следует упростить процесс.
  8. Визуализируйте карту пути клиента. Карта должна быть легкой для восприятия сотрудниками и удобной в работе. Есть различные форматы карт, от текстовых до инфографики. Создаются документы вручную или по шаблонам в различных сервисах. Если представить CJM в виде элементарной таблицы, по горизонтали можно разместить этапы пути, а по вертикали для каждого этапа − точки касания, проблемы и другие необходимые данные.
  9. Подведите итоги, внесите коррективы, внедрите CJM в работу. Представьте карту команде, протестируйте ее на клиентах: это позволит выявить аспекты, требующие улучшения. Еще раз пересмотрите необходимость всех добавленных в карту этапов и точек контакта для совершения покупки, чтобы убрать лишние, упростить и сократить воронку продаж. На базе откорректированной сustomer journey map определите стратегию работы с клиентами.

Customer journey map − это документ, требующий периодического обновления. Проводите анализ, чтобы вовремя отследить изменения предпочтений, поведения клиентов и адаптировать бизнес.

Инструменты для построения CJM

Существуют различные способы создания карты пути клиента: вручную, а также с помощью инструментов и сервисов.

Как составить CJM вручную? Алгоритм подробно описан выше. Соберите исходную информацию, далее сделайте схему – для визуализации подойдет бумажный носитель, офисная доска или цифровой инструмент. Заполните данные – для каждого этапа пропишите эмоции клиента, болевые точки и др. Для наглядности используйте разные цвета.

Customer journey map можно составить в специальных онлайн-сервисах.

Бесплатные инструменты:

Платные инструменты:

Каждый инструмент имеет свои плюсы и минусы, поэтому отталкивайтесь от бюджета, нужд бизнеса и удобства для команды. Стоит попробовать несколько, прежде чем остановиться на одном. 

Внедрите CJM в работу компании. Ведь понимание потребностей клиентов − это ключ к успешному бизнесу!

назад в раздел

Читайте статьи по теме:

Ежемесячная рассылка статей

Ежемесячная рассылка статей

Загрузка...