Таргетолог: что это за профессия, сколько зарабатывает специалист
Соцсети – универсальная площадка для коммуникации пользователей. Согласно официальной статистике, в январе 2024 года аудитория социальных платформ составила 5,04 миллиарда человек. Поэтому сегодня Инстаграм, ВКонтакте, Одноклассники рассматриваются не только как media-средство для общения по интересам, но и как действенный маркетинговый инструмент. Чтобы рекламировать и продвигать бизнес в социальных сетях, нужен специалист по таргетингу. В статье разбираемся, кто такой таргетолог, чем он занимается и сколько зарабатывает.
Кто такой таргетолог
Таргетолог – профильный специалист по рекламе в соцсетях. Это человек, который настраивает и запускает рекламные кампании с прицелом на конкретных пользователей. Среди огромной аудитории он определяет потенциальных клиентов для показа объявления. Критериями выбора выступают демографические, социальные, поведенческие признаки. Нацеленность на отдельные группы людей обусловила название рекламы – таргетированная. Target в переводе с английского – «цель».
Таргетолог – относительно молодая digital-профессия, специальности всего 10–15 лет. Своим появлением она обязана популяризации социальных площадок и связанным с этим интересам бизнеса. Так же, как SMM-направление, таргетинг является важной частью цифрового маркетинга. Его главная особенность состоит в рекламном механизме, который позволяет задавать, каким именно пользователям будет показываться объявление.
Чем занимается таргетолог
Несмотря на то, что таргетолог – это узкопрофильный специалист, его работа требует четкого, системного подхода. Основная задача таких действий – точно настроить рекламу. То есть верно определить целевую аудиторию, показать ей объявление и вызвать интерес к продукту, услуге или бренду. Создание, запуск и ведение рекламных кампаний предполагают выполнение разных подзадач. Ими и занимается таргетолог. Рассмотрим основные.
- Детальное исследование продукта. Без предварительного изучения объекта рекламы не получится представить его должным образом. Собирать информацию и анализировать нужно все, что связано с продуктом/услугой. Кто покупает, в чем достоинства, какую пользу получает клиент при использовании. Нужно узнать, кто конкуренты, какие цели и ключевые показатели эффективности (KPI). Большую часть сведений предоставляет маркетолог. Информацию также можно почерпнуть из брендбука, прошлых кампаний, маркетинговой стратегии. По результату исследования таргетолог оформляет, а заказчик заполняет бриф.
- Разделение целевой аудитории (ЦА) на сегменты. Опираясь на информацию из брифа, специалист составляет портрет вероятного покупателя. К его характеристикам относятся пол, возраст, уровень дохода, интересы, местоположение и пр. ЦА может включать разные группы потребителей. На сколько сегментов разделить аудиторию, определяет таргетолог, исходя из проекта. Например, клиентами интернет-магазина канцтоваров могут быть как родители школьников, так и работники от имени компании. Определившись с сегментами, специалист находит соответствующие группы в соцсетях, изучает поведение и принимает решение о месте размещения и времени показа рекламы.
- Создание рекламных креативов. Таргетолог выбирает формат рекламы и создает персонализированные объявления отдельно для каждого сегмента. Креатив включает три элемента: изображение, текст и ссылку. Задача изображения – привлечь внимание, текста – пояснить и мотивировать, ссылки – предоставить быстрый доступ к веб-ресурсу. Вместо картинки объявление может содержать видео. Внешний вид рекламного креатива задается в зависимости от продукта/услуги, ниши бизнеса, целей. Так, рекламируя сообщество бренда, таргетолог обязан выдержать стилистику общения (tone of voice, ToV) с клиентами. Тогда как для товаров импульсного спроса рабочим вариантом для рекламы может стать провокационный креатив.
- Настройка аналитики и тестовый запуск рекламы. Прежде чем запустить полноценную кампанию, специалист тестирует рекламные объявления. В течение пробного периода собирается статистика по каждому креативу: количество, стоимость показов и кликов, цена конверсии и другие статистические показатели. Доступ к метрикам обеспечивается через рекламный кабинет. По результатам тестирования таргетолог отключает все неработающие объявления, а эффективные масштабирует. При необходимости вносит изменения в креативы.
- Анализ результатов и оптимизация кампании. Рекламный проект требует постоянного участия таргетолога. Специалист обязан контролировать процесс, работать с аналитикой, оптимизировать кампанию. Это значит, своевременно изменять настройки, распределять рекламный бюджет на более кликабельные объявления, осуществлять четкое управление рекламой. Цель подобных действий – повысить продуктивность рекламы. Сделать это можно, например, через снижение цены клика или стоимости продажи, увеличение количества переходов при одинаковых расходах.
Какие знания и умения нужны для работы таргетологом
Мы разобрали только два аспекта профессии таргетолог: кто это и чем занимается специалист. Теперь рассмотрим, какие профессиональные знания и умения (hard skills) понадобятся в работе с таргетированной рекламой.
- Понимание основ маркетинга. Таргетолог должен владеть основными маркетинговыми понятиями, разбираться в стратегиях и методиках продвижения. Кроме того, важно уметь анализировать ЦА и точно выявлять ее потребности.
- Знание рекламных кабинетов. У специалиста, работающего в разных социальных сетях, сервисы VK Реклама, Ads Manager, myTarget не должны вызывать затруднений. При создании и настройке рекламы нужно учитывать алгоритмы разных систем, особенности интерфейсов, требования к объявлениям.
- Умение работать с веб-аналитикой. Оценка эффективности кампании – одна из важных подзадач в таргетированной рекламе. Чтобы ее решить, необходимо уметь анализировать метрики: охват, стоимость клика, конверсию. Поэтому каждый таргетолог обязан изучить основные аналитические программы. В первую очередь системы Яндекс.Метрика и Google Analytics.
- Навыки работы с парсерами. Позволяют быстро собирать ЦА по заданным параметрам. Парсеры автоматизируют поиск пользователей путем сканирования профилей в соцсети. Список людей, подходящих под критерии, сохраняется в отдельном файле.
- Умение писать рекламные тексты. Навыки копирайтинга нужны, чтобы самостоятельно составлять цепляющие заголовки и тексты с использованием продающих формул. Кроме того, важно кратко и доходчиво излагать информацию, попадая в ToV.
- Знание графических и видеоредакторов. Для оформления креативов придется освоить специальные программы. Например, CapCut, Supa, Photoshop. Владение этими сервисами позволит не привлекать дизайнера и специалиста по работе с видеоконтентом.
- Владение методикой А/В-тестирования. Если таргетолог умеет исследовать варианты объявлений, опираясь на реакцию пользователей, он сможет масштабировать удачные креативы и тем самым повысить продуктивность кампании.
Кроме hard skills, специалист по таргетированной рекламе должен обладать определенными личностными качествами, или soft skills.
- Аналитические способности. Необходимы, чтобы анализировать и сегментировать ЦА, тестировать гипотезы, оптимизировать настройки. Это позволяет создавать кампании разной сложности.
- Коммуникабельность. Способность свободно общаться, налаживать контакты с людьми важна в работе таргетолога. Коммуникабельному человеку проще устанавливать связь с заказчиком, говорить с ним на одном языке, а также работать со специалистами смежных профессий.
- Креативность. Наряду с технической стороной объявления таргетолог уделяет внимание креативности рекламной кампании. Интересные, нестандартные решения позволяют выделиться на фоне других предложений.
- Способность работать в команде. Как правило, таргетированная реклама – это часть маркетинговой стратегии. Поэтому таргетолог взаимодействует с SMM-менеджером, IT-разработчиком ресурса, а зачастую с копирайтером и дизайнером.
Преимущества и недостатки профессии таргетолога
Как у любого специалиста, в работе таргетолога присутствуют положительные и отрицательные стороны.
Преимущества
- Быстрое обучение. Профессию таргетолога можно освоить за несколько месяцев. Для этого лучше пройти профильные курсы под руководством опытных преподавателей. При желании можно обучиться самостоятельно, но в этом случае вход в профессию будет более долгим и тернистым.
- Востребованность на рынке. Освоение интернет-пространства бизнесом стало причиной стабильного спроса на специалистов по таргету.
- Формат работы на выбор. Характер работы таргетолога позволяет ему определять, где и как он будет работать: в офисе, удаленно или во фрилансе.
- Одновременное ведение нескольких проектов. Опытный специалист единовременно может работать с двумя, тремя и большим количеством проектов. Число кампаний зависит от опыта, наличия времени и желания человека. Соответственно, чем выше загрузка исполнителя, тем больше он зарабатывает.
- Универсальность. Настраивать таргетированную рекламу можно любому бизнесу, каких-то рамок в направлении коммерческой деятельности нет. Многие таргетологи выбирают конкретные ниши и специализируются только в них.
- Творческая работа. Несмотря на технические моменты процесса, полностью идентичных рекламных проектов нет. Каждое объявление требует от специалиста творческого подхода и оригинальности.
Недостатки
- Невысокая оплата труда на старте. Оклад начинающего специалиста меньше, чем таргетолога с опытом и успешными кейсами. Фрилансеры же зачастую работают просто за отзыв, чтобы повысить рейтинг и собрать портфолио.
- Конкуренция. Спрос на специалистов в таргетинге привлек многих в эту профессию. Возросшая конкуренция определила высокие требования к компетенциям таргетолога, наличию эффективных проектов и расширенных профессиональных навыков.
Сколько зарабатывает таргетолог
Разброс по заработной плате таргетолога довольно большой. Критериями, влияющими на оплату труда, служат опыт, квалификация и тип занятости. Выделяют три квалификационных ступени специалистов по таргетингу:
- junior – сотрудник с минимальным опытом или без него; его обязанности в офисе включают выполнение отдельных подзадач; он находит ЦА, оформляет отчеты, создает рекламные объявления; начинающий специалист редко занимается анализом статистики и ведением кампаний с нуля;
- middle – таргетолог, который работает самостоятельно: создает и оптимизирует рекламу, ведет диалог с заказчиком, изучает потенциальных клиентов; как правило, это специалист с 1–3-летним стажем;
- senior – опытный таргетолог, который реализовал множество успешных проектов; он способен запускать крупные проекты с внушительными бюджетами, проводить глубокий анализ рекламы и находить рычаги для повышения ее эффективности.
Согласно данным rabota.by, в июле 2024 года таргетологу с опытом работы 1–3 года предлагают зарплату $500, $600, $1000. Есть варианты и с меньшим доходом. Все зависит от обязанностей, возлагаемых на специалиста, и организации, разместившей вакансию. В крупных digital-компаниях, ориентированных на проекты с внушительными бюджетами, можно зарабатывать много больше. Но и требования к сотруднику предъявляются высокие.
Для сравнения: в России средняя заработная плата таргетолога составляет 43 000 ₽ и зависит от региона. Согласно информации работа.ру, специалист по таргетированной рекламе в среднем получает 49 000 ₽ (Москва), 52 000 ₽ (СПб.) и 29 000 ₽ (Краснодар). При этом диапазон зарплат составляет 14 000–139 000 ₽.
Очевидный вывод – для большего заработка нужно регулярно прокачивать профессиональные навыки.