Бенчмаркинг: что это и зачем он нужен

Метод бенчмаркинга строится на изучении опыта конкурирующих компаний. Это позволяет сравнить свою работу с тем, как делают другие, и перенимать у них что-то полезное. Отвечая на вопрос, что такое бенчмаркинг, можно коротко обозначить эту технологию как способ повысить эффективность своего бизнеса. Пользоваться ею рекомендуется, не когда «уже все плохо», а регулярно – на любом этапе развития компании.

Что такое бенчмаркинг?

Бенчмаркинг – анализ бизнес-процессов в своей и чужих компаниях с последующим внедрением лучшего опыта у себя. Показатели сопоставляются, сравниваются методы работы и их эффективность. Обычно для этого обращаются к опыту более успешных конкурентов, чтобы позаимствовать у них успешные стратегии и улучшить ситуацию на своем предприятии или в своем деле. Однако бенчмаркинг возможен и при сравнении с бизнесом в другим областях. А также между отделами и процессами одной компании. 

При проведении бенчмаркинга определяются некие эталонные показатели – бенчмарки. Они становятся стандартами, на которые можно ориентироваться. Или точками роста: во что стоит вкладывать усилия и средства, чтобы повысить результативность бизнеса.

Когда метод бенчмаркинга используется регулярно, организация получает возможность непрерывно развиваться. А в долгосрочной перспективе ее шансы на успех повышаются.

Этот метод применяется для достижения следующих целей.

Примеры бенчмаркинга в маркетинге 

Бенчмаркинг, анализ конкурентов с внедрением успешного опыта в своем бизнесе, основан на систематичности, объективности, изучении лучших примеров. Для него необходимо постоянно менять бизнес-процессы, делая их более совершенными. Нужно вовлекать сотрудников в эту работу.

Есть много примеров, когда компании знали, что такое бенчмаркинг, активно использовали его и получали отличные результаты. 

Автомобилестроительный концерн Ford в 1990-ых стал сдавать свои позиции на рынке. Его специалисты проанализировали около 50 моделей автомобилей разных марок, чтобы обнаружить недостатки и сформировать эталонные параметры. Ориентируясь на них, производитель перестроил свои процессы и смог обогнать конкурентов. Тогда была разработана модель Tauras.

В 1979 году Xerox использовал метод бенчмаркинга, чтобы выяснить причину низкой стоимости копировальных аппаратов из Японии. Оказалось, что в США более высокое производственные стандарты. Руководство компании занялось перестройкой бизнес-процессов, что привело к снижению стоимости копиров марки. И получила конкурентное преимущество на американском рынке.

Caterpillar, одна из крупнейших машиностроительных компаний на планете, в конце 1980 - начале 1990 годов обратилась к опыту успешных предприятий из других сфер. Посещение производств IBM и других компаний, анализ и сравнение их опыта привели к тому, что система управления в Caterpillar была улучшена. Компании, чью работу анализировали ее специалисты, входили в число наиболее высокотехнологичных на тот момент.

«Нижфарм», российский производитель в сфере фармацевтики, изучал опыт коллег из Восточной Европы. Целью был выбор оптимального типа бизнес-модели и определение стандартов для своей работы. 

Airlines Southwest, авиаперевозчик, занялся анализом автомобильных гонок. Изучались подходы, скорость работы команд пит-стопа, бизнес-процессы. В результате были разработаны и внедрены изменения. Подготовка самолетов к рейсам стала проводиться быстрее. Воздушные суда смогли оставаться на земле всего 12 минут вместе прежних 40. Это принесло компании экономию в несколько миллионов долларов ежегодно.

General Motors в 1980-ых изучала опыт John Deere (машиностроение), Deere 3M (химическая промышленность), Hewlett-Packard (программное обеспечение, компьютеры, техника для офиса). Были выявлены причины, влияющие на качество продукции, а также определено, насколько управление качеством влияет на эффективность работы компаний.

Nokia регулярно использует бенчмаркинг. Компания участвует в группах по обмену опытом с другими предприятиями, а также в различных проектах. В бенчмаркинге использует соцсети.

Крупная российская металлургическая компания «Северсталь» проводила исследование опыта нескольких отечественных и более пяти десятков зарубежных предприятий в своей сфере. Это помогло понять, в каких аспектах бизнеса необходимо что-то менять, чтобы достичь лучших показателей. После этого компания начала внедрять новые технологии, сокращать затраты и работать над расширением рынка сбыта.

Этапы бенчмаркинга

В бенчмаркинге существует несколько последовательных процессов.

Инструменты бенчмаркинга 

Бенчмаркинг применяется в практике компаний во многих странах мира на протяжении нескольких десятков лет. За это время были созданы эффективные инструменты сбора и анализа данных.

Бенчмаркинг является эффективным методом сравнительного анализа своей работы с опытом других компаний или подразделений своего предприятия. Обязательные составляющие этой технологии – составление продуманного плана улучшений, а затем их внедрение в практику работы компании.

Бенчмаркинг не достаточно проделать один раз. Лучше проводить его регулярно, чтобы поддерживать и повышать эффективность бизнеса, и сохранять сильные позиции на рынке.

назад в раздел

Читайте статьи по теме:

Ежемесячная рассылка статей

Ежемесячная рассылка статей

Загрузка...