Метод бенчмаркинга строится на изучении опыта конкурирующих компаний. Это позволяет сравнить свою работу с тем, как делают другие, и перенимать у них что-то полезное. Отвечая на вопрос, что такое бенчмаркинг, можно коротко обозначить эту технологию как способ повысить эффективность своего бизнеса. Пользоваться ею рекомендуется, не когда «уже все плохо», а регулярно – на любом этапе развития компании.
Бенчмаркинг – анализ бизнес-процессов в своей и чужих компаниях с последующим внедрением лучшего опыта у себя. Показатели сопоставляются, сравниваются методы работы и их эффективность. Обычно для этого обращаются к опыту более успешных конкурентов, чтобы позаимствовать у них успешные стратегии и улучшить ситуацию на своем предприятии или в своем деле. Однако бенчмаркинг возможен и при сравнении с бизнесом в другим областях. А также между отделами и процессами одной компании.
При проведении бенчмаркинга определяются некие эталонные показатели – бенчмарки. Они становятся стандартами, на которые можно ориентироваться. Или точками роста: во что стоит вкладывать усилия и средства, чтобы повысить результативность бизнеса.
Когда метод бенчмаркинга используется регулярно, организация получает возможность непрерывно развиваться. А в долгосрочной перспективе ее шансы на успех повышаются.
Этот метод применяется для достижения следующих целей.
Повысить эффективность бизнеса за счет оптимизации процессов и использования ресурсов.
Поднять качество услуг и товаров благодаря анализу успешных примеров, сделать свои продукты привлекательнее для покупателей.
Развить стратегическое планирование путем анализа тенденций на рынке и примеров успеха других. По его результатам создаются долгосрочные стратегии.
Увеличить конкурентоспособность за счет знания слабостей и преимуществ конкурирующих фирм.
Бенчмаркинг, анализ конкурентов с внедрением успешного опыта в своем бизнесе, основан на систематичности, объективности, изучении лучших примеров. Для него необходимо постоянно менять бизнес-процессы, делая их более совершенными. Нужно вовлекать сотрудников в эту работу.
Есть много примеров, когда компании знали, что такое бенчмаркинг, активно использовали его и получали отличные результаты.
Автомобилестроительный концерн Ford в 1990-ых стал сдавать свои позиции на рынке. Его специалисты проанализировали около 50 моделей автомобилей разных марок, чтобы обнаружить недостатки и сформировать эталонные параметры. Ориентируясь на них, производитель перестроил свои процессы и смог обогнать конкурентов. Тогда была разработана модель Tauras.
В 1979 году Xerox использовал метод бенчмаркинга, чтобы выяснить причину низкой стоимости копировальных аппаратов из Японии. Оказалось, что в США более высокое производственные стандарты. Руководство компании занялось перестройкой бизнес-процессов, что привело к снижению стоимости копиров марки. И получила конкурентное преимущество на американском рынке.
Caterpillar, одна из крупнейших машиностроительных компаний на планете, в конце 1980 - начале 1990 годов обратилась к опыту успешных предприятий из других сфер. Посещение производств IBM и других компаний, анализ и сравнение их опыта привели к тому, что система управления в Caterpillar была улучшена. Компании, чью работу анализировали ее специалисты, входили в число наиболее высокотехнологичных на тот момент.
«Нижфарм», российский производитель в сфере фармацевтики, изучал опыт коллег из Восточной Европы. Целью был выбор оптимального типа бизнес-модели и определение стандартов для своей работы.
Airlines Southwest, авиаперевозчик, занялся анализом автомобильных гонок. Изучались подходы, скорость работы команд пит-стопа, бизнес-процессы. В результате были разработаны и внедрены изменения. Подготовка самолетов к рейсам стала проводиться быстрее. Воздушные суда смогли оставаться на земле всего 12 минут вместе прежних 40. Это принесло компании экономию в несколько миллионов долларов ежегодно.
General Motors в 1980-ых изучала опыт John Deere (машиностроение), Deere 3M (химическая промышленность), Hewlett-Packard (программное обеспечение, компьютеры, техника для офиса). Были выявлены причины, влияющие на качество продукции, а также определено, насколько управление качеством влияет на эффективность работы компаний.
Nokia регулярно использует бенчмаркинг. Компания участвует в группах по обмену опытом с другими предприятиями, а также в различных проектах. В бенчмаркинге использует соцсети.
Крупная российская металлургическая компания «Северсталь» проводила исследование опыта нескольких отечественных и более пяти десятков зарубежных предприятий в своей сфере. Это помогло понять, в каких аспектах бизнеса необходимо что-то менять, чтобы достичь лучших показателей. После этого компания начала внедрять новые технологии, сокращать затраты и работать над расширением рынка сбыта.
В бенчмаркинге существует несколько последовательных процессов.
Выбор целей и формулировка задач. На этом этапе определяется, чего компания намерена достичь, используя метод бенчмаркинга. Например, сделать бизнес-процессы более эффективными или уменьшить затраты, повысить качество продукта, улучшить клиентский сервис. Это помогает сосредоточиться на актуальных аспектах.
Объекты, с которыми выполняется сравнение. Можно сопоставлять свою работу с конкурентами, с лидирующими в своей сфере компаниями. Если анализ проводится внутри предприятия – отделы, которые сравниваются между собой. Главное правило – объект для сравнения должен быть успешным.
Сбор информации. Собираются сведения о том, как идут производственные процессы, какие маркетинговые стратегии применяются. Изучаются финансовые показатели и другие моменты. Информация обычно берется из открытых источников, иногда ее предоставляет компания, с которой проводится сравнение.
Анализ сведений. Это помогает обнаружить, в чем компания отличается от того, с кем сравнивается. Позволяет увидеть свои слабые и сильные стороны. Понять, где нужны изменения.
Формирование стратегии улучшений. Бенчмаркинг-анализ создает основу для выработки плана, программы, которые помогут прийти к намеченным целям. В них вписываются определенные мероприятия по решению поставленных задач. Важно ставить реалистичные ориентиры и обязательно принимать во внимание особенности компании.
Внедрение. Этап, на котором новшества внедряются в практику. Это должно происходить последовательно, в запланированном порядке. И только при систематической работе в этом направлении возможно достижение результатов. В процесс вовлекается вся компания, все ее подразделения и отделы. На этом этапе нередко проводится обучение работников, меняются производственные процессы, внедряются новые технологии.
Бенчмаркинг применяется в практике компаний во многих странах мира на протяжении нескольких десятков лет. За это время были созданы эффективные инструменты сбора и анализа данных.
SWOT – технология для оценки слабых и сильных сторон работы компании, выявления возможностей и угроз. Позволяет определить аспекты, которые требуют максимального внимания в процессе анализа.
PEST помогает анализировать внешнюю среду с учетом различных факторов: экономических, технологических, политических, социальных. Это важно, поскольку позволяет понять, что из внешних воздействий оказывает влияние на эффект от внедрения изменений.
Конкурентный анализ. Компания сравнивается с конкурентами. Итогом становится определение их преимуществ, выявление стратегий и тактик, помогающих им достигать успеха.
Анализ цепочки создания стоимости. Дает понимание процесса создания ценности продукта, обнаруживает, в каких звеньях процесса нужна оптимизация.
Программное обеспечение. CRM-системы, платформы для проведения анализа служат для автоматизации процессов и контроля эффективности, детального анализа.
Бенчмаркинг является эффективным методом сравнительного анализа своей работы с опытом других компаний или подразделений своего предприятия. Обязательные составляющие этой технологии – составление продуманного плана улучшений, а затем их внедрение в практику работы компании.
Бенчмаркинг не достаточно проделать один раз. Лучше проводить его регулярно, чтобы поддерживать и повышать эффективность бизнеса, и сохранять сильные позиции на рынке.
Комплексный digital-маркетинг: понятие, особенности, основные инструменты, отличие от интернет-маркетинга
Читать статью15 бесплатных конструкторов сайтов, ТОП лучших
Читать статьюЛидогенерация: как привлекать и выращивать лиды
Читать статьюТаргетолог: это что за профессия, сколько он зарабатывает
Читать статью