Взаимодействие бизнеса с заказчиком строится по разным моделям. Как именно происходит коммуникация, зависит от того, кто выступает клиентом. Одно дело – продавать конечному потребителю, и совершенно другое – взаимодействовать с компанией. В статье разберем, что такое В2В, как работать в этом сегменте рынка, сравним систему с другими бизнес-моделями.
B2B-продажи – что это
Понятие business-to-business (В2В) отражает схему торговых отношений, где и продавец, и покупатель – это юридическое лицо. В переводе с английского означает «бизнес – бизнесу». Соответственно Б2Б-продажи – это сделки, в которых участвуют организации, корпорации или индивидуальные предприниматели.
Представители обеих сторон – торговые партнеры. Один зарабатывает на поставках, второй использует приобретение для нужд компании. Например, совершенствует бизнес-процессы либо применяет на производстве. Предметом торговли может выступать физический продукт или услуга.
Примеры B2B-компаний
B2B-компании – это бизнесы, взаимодействующие на договорной основе. Примерами таких отношений могут быть:
-
поставка ресурсов предприятием, добывающим полезные ископаемые, компаниям, которые их перерабатывают;
-
предоставление HR-услуг организации, нуждающейся в найме сотрудников;
-
разработка CRM-системы, программного обеспечения IT-компанией для внутреннего использования другой фирмой;
-
поставка деталей на завод по выпуску многокомпонентных изделий: бытовой техники, станков, технологического оборудования;
-
оказание digital-услуг агентствами по рекламе и продвижению продукции или бренда;
-
обслуживание и ведение банком корпоративного счета.
Особенности B2B-продаж
Все модели бизнеса – B2B, В2С, B2G – имеют свои особенности. Знание специфики сектора позволяет выстроить действенные стратегии продаж и лучше понимать заказчика. Среди основных отличий В2В-бизнеса выделяют:
- Длительный цикл сделки. В2В-продажи организованы иначе, чем в магазине. Решение о покупке принимается не сразу, а после проработки рыночных предложений и проведения внутреннего согласования. На это уходят недели и даже месяцы. В зависимости от продукта последнее слово остается за начальником отдела, владельцем бизнеса, менеджером по закупкам или другим ответственным лицом. Сделку также одобряет финансовый директор.
- Ограниченный спрос. Количество покупателей в сфере В2В намного меньше по сравнению с моделью В2С («бизнес – потребителю»). Такая ситуация обусловлена специфичностью продукции отдельно взятой компании. Из-за сложности в поиске клиентов договоры между бизнесами заключают не разово, а на долгосрочный период.
- Большая сумма сделки. Как правило, купля-продажа в сегменте В2В – это оптовые поставки или реализация дорогостоящей продукции. И в том и в другом случае речь идет о деньгах, несравнимых с розничными продажами. Сумма контракта может исчисляться многими миллионами.
- Потребность в специфических продуктах. Для производства изделий предприятию могут понадобиться уникальные компоненты. Например, запчасти для автомобилей или детали для сборки часов. Заводов ─ поставщиков подобных продуктов в стране немного, а зачастую и вовсе нет.
- Особая стратегия продвижения. Продвигая продукты или услуги, компания делает акцент на выгоде для бизнес-партнера, показывает свои конкурентные преимущества. В процессе продвижения запускается контекстная и медийная реклама, проводятся презентации, задействуется контент-маркетинг.
Этапы B2B-продаж
Со стороны продавца бизнес-модель би ту би – это планомерная деятельность, цель которой – заключить сделку и получить прибыль. Действия специалистов, участвующих в рекламном проекте и отвечающих за реализацию продуктов и услуг, должны быть последовательными. Этот процесс включает девять этапов:
- Определение целевой аудитории. В самом начале нужно определить, кто именно может выступать клиентом компании. Например, для производителя станков – это автопредприятия, заводы по производству металлоконструкций, ремонтные базы и пр.
- Выявление «болей» аудитории. Важно понять, с какими трудностями сталкиваются потенциальные клиенты. На примере станочного оборудования – это может быть частый ремонт или низкая производительность.
- Обоснование решения проблемы. Исходя из выявленных «болей», нужно четко отметить, чем продукт или услуга поможет компании. Во время разговора это позволит заинтересовать клиента и побудить к сотрудничеству.
- Анализ нишевых конкурентов. Если рыночная ниша высококонкурентна, необходимо изучить, что и на каких условиях предлагают оппоненты. По итогам такого исследования проще выделить преимущества своего УТП (уникального торгового предложения).
- Выход на лицо, принимающее решение (ЛПР). При первом контакте с ЛПР стоит определить, нуждается ли клиент в продукте и готов ли он вкладываться в покупку. Лучше сразу выяснить, есть ли смысл предпринимать дальнейшие шаги.
- Презентация продукта. Если заказчик расположен лояльно к возможной сделке, презентация товара поможет его склонить к окончательному решению. Поэтому крайне важно выгодно представить продукт. Начать лучше с его преимуществ.
- Отработка возражений. Все возражения заказчика – озвученные и оставшиеся по умолчанию – необходимо закрыть. От того, насколько полно будут развеяны сомнения клиента, зависит факт продажи. Все характеристики и достоинства продукта нужно подтвердить реальными кейсами, наглядными примерами, подробным сравнением с конкурентами.
- Обсуждение деталей сделки. На этом этапе предварительно согласовывают вопросы оплаты, сроки и способ поставки, а также обсуждают другие нюансы. По результатам обсуждения продавец составляет релевантное коммерческое предложение.
- Оформление договора. Достигнутые договоренности оформляются документально.
Каналы продвижения на рынке В2В
Устойчивость компании на рынке зависит от умения привлекать новых клиентов и развивать маркетинговые каналы. Чтобы продвигать продукт или услугу в В2В-сегменте, используют разные способы. Это платные и бесплатные, онлайн- и офлайн-каналы. Перечислим основные:
- Веб-ресурсы. Корпоративный сайт, посадочные страницы, блоги, визитка или портфолио – каждый ресурс работает на расширение аудитории, узнаваемость и развитие бизнеса.
- Event-мероприятия. Это отраслевые выставки, конференции, профильные семинары и вебинары. Цель таких мероприятий – презентовать продукт, выстроить партнерские отношения, найти новых клиентов, обменяться опытом.
- Рекламные кампании. Контекстная реклама демонстрирует предложение продавца предпринимателям или сотрудникам предприятия.
- Поисковое продвижение. Задача SEO – обеспечить веб-ресурсу поставщика место в топе поисковой выдачи. Если сайт компании хорошо ранжируется, его видимость в Сети повышается.
- E-mail-маркетинг. Адресная почтовая рассылка напоминает о партнерских отношениях, позволяет сообщать об акциях, отправлять триггерные сообщения и полезные письма.
- Тендеры на закупку продуктов или услуг. Тендерная процедура подразумевает сбор предложений от подрядчиков и определение победителя для размещения заказа.
- Контент-маркетинг. Представляет собой комплексную стратегию по разработке, анализу и размещению контента. Применительно к сектору В2В – это корпоративные портфолио, исследования в нише бизнеса, полезные статьи.
- Социальные сети. На коммерческой странице в соцмедиа размещают фото и видеоконтент о компании и ее продукции, публикуют пресс-релизы, тематически обзоры, интервью и другие вовлекающие материалы.
Отличие B2B от B2C
Принципиальное различие между бизнес-моделями В2В и В2С (business to consumer) состоит в целевой аудитории. Если в первом случае покупателями выступают компании и организации, то во втором – физические лица. Поэтому коммерческие взаимоотношения именуются «бизнес – потребителю». Эта особенность определяет и другие отличия сектора В2С:
- цикл покупки – короткий, может длиться несколько минут;
- цель приобретения – для личного потребления;
- целевая аудитория – многочисленная, поставщик ориентирован на массовые продажи;
- решение о покупке – принимается самостоятельно без дополнительных согласований;
- длительность взаимоотношений – разовые либо краткосрочные;
- цены – фиксированные, розничные.
B2C-маркетинг ориентирован на эмоциональную составляющую и высокий уровень сервиса, поскольку решение о покупке принимает один человек. Тогда как в основе В2В-стратегий лежат коммерческая выгода и преимущества для бизнес-клиента. Правильная расстановка акцентов позволит достигнуть целей в продвижении продукции.
Из-за разной покупательной способности средний чек в секторе В2С многократно ниже, чем денежные суммы в расчетах между предприятиями. Вместе с тем конкуренция на потребительском рынке выше, чем у В2В-сектора. Поэтому для привлечения покупателей компании запускают рекламу, предлагают выгодные условия, работают над УТП.
Отличие B2B от B2G
В бизнес-модели B2G (business to government) заказчики – государственные организации. Это могут быть образовательные и медучреждения, культурные центры, местная администрация, правоохранительные органы. Сотрудничество бизнеса с государством строится различными способами. В одних случаях это поставки продукции, в других – сдача в аренду, в третьих – продажа в лизинг.
Помимо заказчика, отличия B2G- от В2В-сектора заключаются в следующем:
- цель покупки – государственные нужды, в том числе потребности РБ и локальных административно-территориальных единиц;
- выбор поставщика/подрядчика – через процедуру госзакупок;
- количество сделок – зависит от того, как часто государство проводит тендеры;
- ответственные за покупку – руководители госучреждений совместно с финотделом и отделом закупок;
- объемы и суммы сделок – преимущественно очень большие;
- время принятия решения – процесс может занимать полгода.
Реклама производства или частного бизнеса в этом случае направлена не на конкретных клиентов, как в В2В-модели. Она просто информирует государственных заказчиков о своем продукте или услуге. Яркие, кричащие объявления здесь неуместны.
Подрядчик, выигравший тендер, несет огромную ответственность перед государством. Это касается всех аспектов сотрудничества: качества товара/услуг, договорных сроков, гарантий. Сделки с госпредприятием и подтверждение факта поставки/выполнения работ требуют множества документов. Это необходимо, чтобы обосновать расходы бюджетных средств и подтвердить соблюдение регламента закупок.
Полезные инструменты для работы с B2B-сегментом
Если автоматизировать стандартные процессы – имейл-рассылки, бронирование дат для деловых встреч, отслеживание взаимодействий с клиентами или другие, можно повысить их продуктивность. Использование полезных сервисов позволит эффективнее управлять бизнесом и снять с себя часть рутинных задач.
- CRM-системы – специальное ПО для автоматизации продаж, маркетинга, аналитических данных, клиентского сервиса.
- Hubspot – инструмент для контроля электронной почты. Он позволяет планировать рассылки, просматривать, кто прочитал письмо, получать уведомления о действиях, предпринятых по отношению к отправлению.
- Calendly – сервис предоставляет доступ к рабочему календарю в режиме реального времени. Это позволяет заказчику переходить по отправленной ему ссылке и выбирать свободную дату для встречи.
- Wunderlist – простое приложение для управления повседневными делами с функцией напоминания. Позволяет добавлять, сортировать и поручать задачи сотрудникам.
- GetAccept – инструмент для упрощения продаж. С его помощью можно отслеживать взаимодействия с потенциальными заказчиками, формировать и отправлять документы по шаблону, работать с видеопрезентациями, создавать контракты онлайн.
- Zoom – сервис для проведения онлайн-мероприятий (презентаций, вебинаров) и встреч с клиентами.
Для оптимизации продаж и повседневных бизнес-процессов существуют и другие полезные инструменты. Например, Qualifier.ai для обработки и рассылки презентаций или Mailchimp для автоматизированной отправки контента и создания лендингов.
В заключение
Подытожим самое главное.
Модель би ту би – это коммерческие отношения между двумя бизнесами. Она формирует свои правила взаимодействия и продвижения продукции или услуг. Чтобы привлечь внимание клиента, нужно выявить его проблему и представить свой продукт как ее решение. При этом важно заранее продумать и найти аргументы, чтобы закрыть возражения. Аргументация должна подкрепляться реальными кейсами и сравнениями с конкурентами.
Процесс продаж строится по определенному алгоритму. Вначале нужно изучить нишевых конкурентов, чтобы выделиться среди оппонентов и заинтересовать заказчика. При контакте с клиентом важно выйти на лицо, принимающее решения, и корректно выяснить, нуждается ли компания в продукте и готова ли на будущие траты. Если ответ положительный, необходимо организовать презентацию. Планомерные действия, а также продвижение через разные каналы повышают результативность сделки.