Парсинг: что это такое
Парсинг (parsing) — это автоматизированный процесс сбора, анализа и систематизации данных с сайтов с помощью специальных инструментов. Название происходит от английского глагола to parse, что переводится как «разбирать», «анализировать», соответственно, распарсить можно понимать как разобрать на составные части.
Для получения информации используются различные программы, или скрипты, – парсеры, которые работают на разных языках программирования. В качестве исходных данных могут выступать тексты, HTML-код, заголовки и прочие элементы сайта.
Парсинг сайтов – это не просто копирование данных. Информация, собранная по заданным критериям, анализируется, преобразуется, выдается в структурированном, удобном формате и может быть использована для различных целей. Так, маркетологам часто требуется собрать большой массив данных с собственного ресурса или с сайта конкурентов, которые затем нужно обработать, упорядочить и представить в требуемом виде. Парсинг позволяет выполнять эту рутинную работу в автоматическом режиме – оперативно, за считанные минуты получать точные сведения для любых целей.
Расскажем, что такое парсинг сайтов, как парсить данные, грамотно использовать их для решения различных задач бизнеса и что об этом говорит закон.
Зачем нужен парсинг сайтов
Парсинг сайтов – это мощный маркетинговый инструмент, открывающий широкий простор для действий.
- Анализ рынка. Парсер собирает данные о товарах в нужной нише – ассортимент, цены, новые предложения. Проанализировав сотни и тысячи позиций, можно предложить конкурентные цены на продукты и корректировать их с учетом колебаний рынка.
- SEO-продвижение. Программа анализирует выдачу поисковых систем и собирает семантическое ядро.
- Наполнение крупных сайтов. Инструмент используется для получения контента в случае, когда требуется значительный объем информации. Так, можно парсить иностранные интернет-магазины и переводить карточки аналогичных товаров на русский язык для заполнения каталога. И это не будет считаться плагиатом – можно не бояться санкций поисковиков.
- Технический аудит сайта. Для многостраничников парсер становится настоящим спасением – помогает обнаружить несуществующие страницы, дубли, товары без описания и многое другое.
- Анализ контента. Парсер – удобный инструмент для оценки постов, комментариев, сообщений, хештегов и другого контента, позволяющего проанализировать поведение и выявить потребности целевой аудитории. Скрипт собирает информацию на выбранную тему в одном месте.
- Запуск рекламы. С помощью парсинга можно найти свою целевую аудиторию в социальных сетях для показа рекламы, а также рекламные площадки.
- Сквозная аналитика. Парсер можно интегрировать с CRM и рекламной площадкой: сервис сведет данные о бюджетах, кликах и результатах сделок и посчитает эффективность кампаний. Результаты аналитики покажут, какая реклама приносит больше клиентов и куда направить бюджет.
Чтобы не потеряться в большом объеме информации, автоматизировать, ускорить в разы рутинные действия и получать точные данные по запросу, поможет парсинг сайтов. Осталось разобраться, что такое парсить сайт и как это работает.
Как работает парсинг
Схематично процесс, как парсить сайт, можно представить в виде трех последовательных шагов.
- Парсеру задаются параметры, по которым выполнять поиск данных.
- Программа сканирует и обрабатывает исходные данные (HTML-код, тексты, заголовки, базы данных и т. д.) с целевых сайтов: отбирает, конвертирует и систематизирует.
- Полученная информация выводится в удобном формате: в виде отчетной таблицы, текста и других.
Парсер можно создать с нуля (часто это требуется для многостраничных сайтов с индивидуальными запросами) либо использовать готовое решение. Большинство парсеров многоформатны, работают с разными источниками и типами данных.
Пример. Вы планируете выход на рынок с определенным товаром. Чтобы узнать цены на этот товар у конкурентов, укажите его в парсере, а также актуальный регион поиска, сайты конкурентов. Скрипт соберет данные по заданным условиям и сформирует наглядный отчет.
Законно ли использовать парсинг
Использование парсинга не нарушает нормы законодательства и этики при соблюдении двух условий:
- область применения – открытые источники данных;
- методы сбора информации не затрагивают интеллектуальную собственность и не противоречат условиям использования сайтов (некоторые ресурсы запрещают парсинг).
Разрешено парсить:
- данные о конкурентах, которые находятся в общем доступе;
- частоту поисковых запросов;
- цены;
- карточки товаров с иностранных сайтов;
- отзывы клиентов;
- новости;
- контент в соцсетях и др.
Неправильное использование инструмента может быть трактовано как нарушение закона. Парсинг материалов, защищенных авторским правом, относящихся к конфиденциальным, доступ к внутренним базам сайтов, спискам клиентов, полное копирование данных с чужих ресурсов на собственный являются противозаконными действиями.
Важно правильно расценивать источник информации. Например, цены конкурентов, которые указаны на сайте, относятся к общедоступным данным. Если же посмотреть цены можно только после регистрации на сайте, источник информации будет считаться закрытым.
Плюсы парсинга
- Оптимизация сбора данных. Парсинг автоматизирует процесс и повышает скорость сбора данных.
- Защита от ошибок. Парсинг исключает ошибки, связанные с человеческим фактором.
- Снижение нагрузки на сотрудников. Специалистов можно перенаправить на решение более важных задач.
- Экономия бюджета. Использование автоматизированного сбора данных позволяет сэкономить на самом процессе (исключается необходимость ручного труда). Результаты парсинга можно использовать с пользой для бизнеса – переработать каталог товаров, оптимизировать рекламную кампанию и т. д.
Парсинг – гибкий инструмент, предназначенный для постоянного использования: можно подробно настроить условия для сбора данных, отслеживать изменения по заданным параметрам.
Цели парсинга
Инструмент будет полезен практически для всех ниш и сфер бизнеса, где нужны анализ и систематизация большого объема данных. Самые востребованные цели:
- Исследование конкурентов. Парсинг помогает изучить ассортимент и особенности ценообразования у конкурентов. Знание ситуации на рынке позволит сформировать собственную ценовую политику.
- Интернет-маркетинг. За считанные минуты можно собрать семантику, проанализировать результаты поисковой выдачи, чтобы принять меры для повышения видимости сайта в поисковиках. Парсинг также используется для извлечения метаданных. Разновидностью парсинга является проверка размещенного на сайте контента на плагиат.
- Подготовка к рекламной кампании. Создать базу данных целевой аудитории, подобрать потенциальные рекламные площадки можно с помощью парсера. Останется только настроить рекламу и отслеживать ее эффективность, опять же, воспользовавшись парсером.
- Агрегация новостей. Эту опцию используют новостные агентства: программа собирает обновления с общедоступных источников, анализирует и предоставляет практически готовый для публикации материал.
Для парсинга доступны следующие элементы:
- заголовки, новости, описания товаров;
- URL, размеры и описания картинок;
- ссылки и адреса на сторонние сайты, внутренние страницы, файлы;
- мультимедиа: аудио-, видео-, графика;
- координаты и другие геолокационные данные;
- таблицы: характеристики и описание продуктов, каталоги и т. д.;
- валютные курсы, цены на товары;
- рейтинги и отзывы;
- показатели соц сетей: лайки, комментарии, сообщения, хештеги, портреты пользователей.
Исходя из целей, используются разные виды парсеров. Например, с помощью парсера цен можно провести мониторинг цен с сайтов-конкурентов, а также с сайтов-поставщиков, чтобы упорядочить прайс.
Программы-парсеры
Как парсить сайт? Для этого не нужно обладать какими-то специальными навыками. Существует большое количество программ для парсинга сайтов, многие – с бесплатными версиями.
Парсеры могут быть облачными, десктопными или браузерными, каждый из них имеет свои преимущества. Расскажем про самые популярные приложения:
- Screaming Frog SEO Spider. SEO-краулер. Предназначен для комплексной проверки сайтов. Отличается широким функционалом. Находит дубли заголовков, мета-тегов, битые ссылки, входящие и исходящие ссылки, кличи, отдельные URL и т. д. Есть такие полезные опции, как генерация файла sitemap, проверка файла robots.txt, сканирование сайтов для оптимизации.
- Import.io. Облачный парсер, позволяющий парсить неограниченное количество страниц. Поддерживает все форматы вывода данных.
- Mozenda. Популярный ресурс для сбора данных разных типов и конвертации их в необходимый формат: XML, JSON и др.
- ComparseR. Парсер с простым интерфейсом, который практически не проигрывает Screaming Frog по функционалу. Оптимален для работы с небольшими сайтами.
- Netpeak Spider. Программа, с помощью которой удобно парсить крупные сайты на высокой скорости. Имеется полный набор инструментов с гибкими настройками для анализа сайтов. Дополнительные функции – генерация файла sitemap, выгрузка отчетов.
- Xenu Link Sleuth. Простой бесплатный парсер. Для чего он нужен? Выполняет поиск ошибок на сайте: битых ссылок, дублей и др.
- Scraper. Удобное в использовании расширение-парсер для Google Chrome. Не требует настройки и подходит для новичков.
- Data Scraper. Еще одно расширение для Google Chrome, позволяющее собрать данные со страниц в формате HTML (до 500 страниц – бесплатно) и экспортировать в таблицу Excel.
Заключение
Мы подробно рассказали, что такое парсинг сайтов и в чем его преимущества. Парсинг – это мощный инструмент, который позволит автоматизировать процесс сбора, анализа и обработки большого объема данных с сайтов легально, быстро, без ошибок. Его можно использовать в различных областях, включая маркетинг, SEO и аналитику, настраивать точно под цели. Чтобы парсить сайты, не надо обладать навыками программиста – достаточно освоить одну или несколько из подходящих программ. Полученные данные помогут принимать обоснованные решения для развития бизнеса, оставаться конкурентоспособными и быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка.