Масс-маркет – это сравнительно новое направление в маркетинге продаж, которое в настоящее время закрывает более 70% потребностей рынка. В данном сегменте предлагаются товары разного назначения, от зубных щеток, макарон и сковородок до брючных костюмов и меховых манто. Таким образом, масс маркет это реально огромный ассортимент изделий, призванный удовлетворять потребности разных слоев населения в товарах приемлемого качества по доступной цене.
Чтобы успешно влиться в эту нишу и разработать правильную стратегию продвижения товаров и услуг, нужно понимать основополагающие принципы функционирования массового маркетинга, историю возникновения движения и философию взаимодействия с потребителем.
Масс-маркет – это удачно реализованная формула продаж, нацеленная на широкий круг потребителей, предпочитающих футболке от Prada за 1000€, майку Nike отличного качества за 100€, а разницу потратить на путешествия или вечеринку с друзьями. Чтобы лучше понять, что такое масс-маркет, разберем его отличительные черты от других сегментов рынка.
Разумные цены, особенно это ощутимо, когда речь идет о товарах повседневного спроса (ТПС) — продуктов питания, бытовой химии, средств гигиены. В отличие от продукции премиум и люкс сегментов, товары масс-маркета доступны для широких слоев населения.
Широкий выбор товаров. Ассортимент продукции, которая охватывает сегмент, позволяет закрыть потребности потребителей в разных сферах. В этом отличие от товаров сегмента Эконом, призванных покрыть базовые потребности. Брендовая продукция Люкс нацелена на выпуск предметов роскоши.
Упрощенная схема маркетинга, которая предполагает глобальное взаимодействие с массовым потребителем на всех уровнях коммуникации. Мероприятия по продвижению товаров сегментов Economy (Эконом), Premium (Премиум) и Luxury (Люкс), как правило, разработаны для узкой целевой аудитории.
Массовый тип организации производства товаров с использованием автоматизированных систем и роботов. Например, большинство сумок Giorgio Armani и Balenciaga относятся к коллекционным экземплярам и выполнены как минимум на 50% ручным способом. Аксессуары из магазинов масс-маркета — это довольно хорошие вещи, выпущенные в больших объемах с использованием стандартизированных процессов и оборудования.
Несмотря на перечисленные отличия, масс-маркет это ни в коем случае не ширпотреб, которым были заполнены прилавки советских магазинов. У современного потребителя довольно высокие требования к продуктам бизнес-процесса. Несмотря на массовый принцип производства для сохранения конкурентоспособности производители находят баланс между качеством и разумной ценовым предложением.
Чтобы понять, что значит масс-маркет, разберем основные черты и специфику этого значимого сегмента потребительского рынка.
Доступные цены
Одно из ключевых особенностей масс маркета – это конкурентоспособные цены на товары и услуги в сочетании с хорошим качеством. Успешные производители и реализаторы находят эффективные способы снижения себестоимости продукта, контроля качества на всех этапах, чтобы в итоге предложить покупателю по доступной цене.
В контроле качества в данном случае заключается отличие продуктов масс-маркета от аналогичных из эконом-сегмента. В то же время до продукции Преимум и Люкс товары могут как «недотягивать», так и находиться на таком же уровне. Все зависит от производителя.
Широкий ассортимент
Когда покупатель заходит в магазин онлайн или офлайн, он может рассчитывать на то, что найдет все необходимые товары в одном месте, от вкусной еды и повседневной одежды до сантехники и мебели. В этом заключается характерная особенность масс-маркета. Такой подход к реализации бизнес-задач повышает спрос на продукцию, а интернет-площадка повышает свой трафик.
Удобство покупки
Комфортные условия для клиента — это важная черта и особенность масс-маркета. Магазины и торговые центры всегда располагаются в удобных местах, оснащены парковочными площадками, имеют длительные часы работы. Разнообразные способы оплаты делают процесс приобретения товара легким и доступным.
Чтобы понять, что значит масс маркет, достаточно вспомнить намеренно усложненную процедуру приобретения культовой сумки Hermes Birkin (Биркин от Гермес) из высшего сегмента в классификации рынков Luxury.
Реакция на модные тренды
Производители быстро реагируют на модные тенденции и перестраивают производство. Ритейлеры анализируют индустрию моды, чтобы понять, какие товары будут на пике популярности в ближайшее время. Образцом реакции на модные тренды является Zara.
Производители Luxury сами являются законодателями мод. В то же время именно масс маркеты делают «моду модой», продвигая идеи в массы. Пока одежда оверсайз находилась только на подиумах и «красных дорожках», она не пользовалась такой большой популярностью.
Практичность и функциональность
Товары масс-маркета отвечают требованиям к практичности и функциональности. Они рассчитаны на длительное повседневное использование. Так, например, одежда и обувь будет иметь простой и универсальный дизайн, чтобы вещь подходила для широкой аудитории. Ярким примером практичности и универсальности являются товары из IKEA.
Коротко разберем, какие подтипы есть у масс-маркета:
Нижний уровень. Самая дешевая продукция с минимальным набором функций, приобрести которую могут люди с ограниченным бюджетом. Чтобы снизить цену обычно производители «жертвуют» упаковочным материалом.
Средний уровень. Товары по разумной цене ориентированные на экономных потребителей среднего класса, которые предпочитают вещи хорошего качества, но не любят переплачивать.
Верхний уровень. Продукция имеет более продуманный дизайн, улучшенные потребительские характеристики. Несмотря на более высокую цену таких товаров масс маркета — это изделия, доступные большинству потребителей.
H&M
Глобальный ритейлер модной одежды из Швеции предлагает актуальные товары из категории «быстрой моды» по доступным ценам. В последние годы маркетинг компании направлен на продажи в интернете.
Zara
Товары под этой маркой пользуются огромной популярностью во всем мире, особенно в странах Европы благодаря знанию особенностей аудитории и тщательному анализу фэшн-индустрии. Новые модные коллекции в сети магазинов Zara предлагаются каждые несколько недель.
Nike
Компания, основанная в США 60 лет назад, специализируется на выпуске стильной спортивной одежды и обуви, которая доступна широком кругу потребителей. Маркетинговые мероприятия бренда направлены не только на профессиональных спортсменов, но и на всех людей, которые ведут активный образ жизни или желают себя так позиционировать.
Coca-Cola
Известный бренд безалкогольных напитков имеет огромный опыт использования мощных маркетинговых стратегий, чтобы охватить продукцией потребителей всех возрастов. Начиналась эпоха Coca-Cola более ста лет назад с производства концентратов напитков и их маркетингом. Сегодня компания является одной из крупнейших в США.
McDonald's
Сеть точек быстрого питания также ориентирована на массового потребителя со средним доходом. Меню адаптировано к местным вкусам и предпочтениям. Популярность услуг объясняется грамотной рекламой, манипулятивными методами продвижения и активным использованием современных технологии для улучшения сервиса.
Плюсы, которые относятся к сегменту массового маркетинга:
Быстрая адаптация на потребности широкой аудитории обеспечивает большой охват потребителей, а значит, высокий объем продаж.
Доступность цен на продукты и услуги привлекает практически все слои населения.
Сравнительно небольшие начальные вложения дают возможность при грамотном маркетинге быстрого развития и начала успешных продаж.
Минусы, с которыми можно столкнуться:
Довольно высокая конкуренция из-за высокой востребованности сегмента рынка, что позволяет быстро понять, что значит масс маркет в условиях жесткой борьбы за прибыль.
Риск резкого снижения продаж, если на рынок будет «выброшено» большое количество аналогичных товаров.
Прибыльность в целом может оказаться ниже, чем в других сегментах из-за постоянного поиска баланса между ценой и качеством.
Масс маркет это значимый и востребованный во все времена сегмент рынка, который при правильно выстроенной стратегии позволяет компаниям получать высокую отдачу от своих маркетинговых усилий. Как и в любом другом бизнесе, здесь есть свои финансовые риски. Чтобы быть на шаг впереди своих конкурентов, компании ищут нестандартные маркетинговые подходы. Тем не менее успешные бренды находят возможность разрабатывать успешные кейсы бизнес-проектов, предлагать качественные товары и услуги по доступным ценам. Масс-маркет остается одним из самых привлекательных направлением для многих компаний, которые нацелены на быстрый успех и в то же время работают на перспективу.