В ходе комплексного аудита проводится всестороннее исследование сайта, при котором основной упор сделан на оценке факторов продвижения в поиске. Комплексный SEO аудит позволяет получить полную картину текущих проблем и недоработок, а итоговый отчет является отправным документом для разработки эффективной стратегии оптимизации и продвижения сайта в поиске.
В этом руководстве приводим краткое описание основных разделов комплексного SEO аудита сайта, чтобы вы могли представлять структуру отчета, который будет получен по завершению всех этапов проверки.
Цель комплексного аудита на данном этапе — анализ настроек хостинга, связанных как с быстродействием и корректным ответом на запросы, так и с возможными угрозами безопасности. Проверке подлежит:
Что делать? По результатам проверки может потребоваться либо изменение параметров хостинга на более производительный, либо переезд сайта на VPS (Virtual Private Server) с возможностью управления доступными вычислительными мощностями, либо аренда выделенного сервера. В качестве дополнительных методов оптимизации необходимо использовать подключение компонента gzip-сжатия на стороне сервера, а также настройку кэширования. Для оптимизации структуры загружаемых файлов потребуются услуги программиста.
Один из самых больших разделов аудита: в нем рассматривается широкий круг вопросов — от наличия установленных систем аналитики до детального разбора тэгов Title, Description и микроразметки на каждой значимой странице сайта. Помимо уже указанных факторов, обязательному контролю подвергается:
Для комплексного поискового аудита используются статистика, собранная счетчиками Яндекс Метрики и Google Analytics, включая отчеты в разрезах источников переходов, поисковых фраз, просмотренных страниц и множества других.
Что делать? Следующий шаг — устранение выявленных недоработок. И если настроить правила обхода сайта роботами можно на основе типовых решений для вашей CMS, то оптимизация страниц с высокой долей отказов потребует частичной или полной замены контента и изменения структуры страницы.
Отчет по маркетинговой составляющей по объему получается не меньше, чем комплексный технический аудит сайта, поскольку в фокусе внимания большое число статистических данных из рекламных сетей (Яндекс.Директ и других), а также масса параметров сайта, которые могут быть улучшены для роста конверсии.
Если реклама размещена в нескольких сетях, то объем задачи увеличивается весьма значительно: для каждого объявления каждой сети необходимо провести сравнительный анализ и предложить методы оптимизации, направленные на разумное использование рекламного бюджета.
Что делать? Отказ от работы в рекламных сетях, которые не приносят конверсий поможет сохранить бюджет и направить высвободившиеся суммы на более интенсивные рекламные компании.
Комплексный аудит сайта обязательно включает в себя раздел анализа уже размещенного контента. В процессе исследования определяется уникальность размещенных описаний товаров, проводится оценка качественных показателей текстов (переоптимизация, вода, спамность), оценивается удобство восприятия и полезность для пользователей.
К данной работе привлекаются как SEO специалисты, так и редакторы. Их задача — дать рекомендации по улучшению статейного наполнения сайта, сделать тексты более понятными, привлекательными и, при необходимости, продающими. Немалую роль играет оптимизация изображений: только благодаря снижению размеров картинок можно значительно повысить скорость загрузки страницы в браузере пользователя и улучшить поведенческие факторы.
Дополнительно проверяется релевантность размещенных текстов продвигаемым запросам, а также наличие структуры материала (заголовков), использование дополнительных возможностей HTML-разметки и CSS-стилей для улучшения восприятия опубликованных статей.
Что делать? На основании полученного списка ссылок на недостаточно качественные материалы необходимо спланировать и провести работы по его оптимизации.
Комплексный аудит сайта невозможен без оценки видимости продвигаемого ресурса в выдаче поисковых систем. Основная задача на данном этапе — выяснить, насколько широко представлен сайт в результатах выдачи Яндекс и Google, какие позиции занимают ссылки.
Важно учитывать самые разные запросы: с геопривязкой и без, с использованием подсказок поисковых систем, упоминанием брендов и других вариантов расширения поисковых фраз. Съем позиций осуществляется автоматизированными сервисами, но к обработке результатов и составлению рекомендаций необходимо привлекать SEO-специалистов, способных предложить действенные методы по увеличению охвата по разным группам запросов.
Расширенный раздел комплексного аудита содержит информацию о ключевых фразах конкурентов и занимаемой ими позиции. С его помощью можно определить поисковые запросы, по которым требуется принять первоочередные меры, чтобы сохранить или улучшить результат ранжирования и не проиграть в конкурентной борьбе за внимание пользователя.
Что делать? Создавать новые статьи под найденные ключевые запросы, оптимизировать ссылочную базу (по анкорам).
Сайты, созданные для рекламы брендов, продажи товаров или услуг должны отвечать дополнительным требованиям. Речь идет о предоставлении пользователю информации о компании, вариантах доставки, полезных услугах и порядке предоставления гарантии. В ходе комплексного аудита по данному направлению проверяется наличие таких страниц, а также дается оценка использования различных каналов продаж и работы с покупателями:
Что делать? Отчет по данному разделу укажет на необходимость улучшения работы с целевой аудиторией через социальные сети, дополнения в ассортимент и карточки товаров, а также на отсутствие важных для покупателей информационных страниц, которые нужно разместить на сайте.
Данный раздел полностью посвящен разбору статистики просмотров страниц. Поскольку поисковые системы придают большое значение именно поведенческим факторам, владельцу ресурса необходимо знать, как происходит взаимодействие пользователей с сайтом, что приводит к отказам и низкой вовлеченности пользователя.
Это достаточно большой объем работы, поскольку для составления детального отчета потребуется оценить всю совокупность поведенческих факторов для большинства страниц сайта, провести анализ и предоставить рекомендации по их улучшению.
Все больше пользователей приходят из поиска и по другим каналам с мобильных устройств. Чтобы не потерять столь значительный сегмент трафика, продвигаемый проект должен соответствовать ряду требований:
Что делать? Адаптированность сайта к просмотру на мобильных устройствах позволяет значительно снизить количество отказов и повысить конверсию. Все выявленные недостатки должны быть устранены. Возможно, для этого потребуется адаптация или смена шаблона сайта.
Внутренняя структура меню и организация вложенных категорий (разделов) — важная часть сайта или интернет магазина. От степени удобства навигации зависят конверсия и поведенческие факторы. В ходе комплексного SEO аудита проводится анализ логичности и удобства структуры, проверяется доступность разделов. С помощью карты переходов (отчет Метрики) определяются наиболее часто используемые пути пользователей по сайту, анализируются страницы, с которых чаще остальных посетители покидают сайт.
Что делать? Результатом исследования является список рекомендаций по сокращению длины пути (в кликах) до наиболее важных страниц и выполнения других улучшений структуры и навигации, которые помогут сделать сайт более удобным и понятным. Для выполнения рекомендаций нужно изменить схему пунктов основных меню сайта.
Грамотная перелиновка страниц способна повысить вовлеченность пользователей, но частой проблемой является большое количество дублей (страниц с одинаковым содержанием, но разной структурой ссылок). Дубли снижают качество сайта при оценке поисковыми системами, вызывают проблемы при индексации и могут стать поводом для ухудшения ранжирования.
Основная причина их появления — недостаточно оптимизированные компоненты систем управления контентом, неправильная настройка фильтров и результатов поиска в большинстве популярных движков интернет-магазинов. Лучший способ оптимизации заключается в использовании тэга canonical, но перед внесением изменений нужно найти все дубли и установить причину их появления.
Также важны и внешние ссылки. В ходе комплексного аудита проверяется качество доноров, оцениваются риски, связанные с ростом количества ссылок в профиле сайта, даются рекомендации по увеличению числа естественных (наиболее качественных) ссылок.
Что делать? настраивать или менять компонент SEO (при его наличии). Вручную прописывать канонические ссылки. Удалять внешние ссылки с тех доноров, которые признаны поисковыми системами недостаточно качественными
Специалисты в области UX UI вносят немалую часть в составление отчета комплексного аудита сайта. Их задача — оценить удобство и дружественность к пользователю интерфейса, оценить дизайн и предложить улучшения, которые будут направлены на повышение юзабилити. Данный раздел отчета тесно связан с оптимизацией навигации, но включает в себя ряд дополнительных оценок — от используемой цветовой схемы до расположения элементов управления, форм и информационных блоков, содержащих полезную пользователю информацию.
Выполнение рекомендаций по улучшению эргономики способно значительно повысить конверсию для коммерческих проектов, увеличить показатели вовлеченности пользователя и снизить количество отказов. В итоге, улучшения эргономики положительно сказываются на оценке поведенческих факторов и ранжировании сайта в результатах поиска.
Что делать? использовать a/b тестирование для определения лучшего сочетания дизайнерских решений и схем организации интерфейса. Переходить к дизайну, для которого будет достигнут лучшее значение конверсии.
Грамотная оптимизация сайта начинается с комплексного аудита, поскольку это единственный способ получить максимально полную информацию о каждом аспекте работы вашего проекта и механизмах привлечения посетителей. От команды аудиторов во многом зависит и результативность дальнейшей оптимизации, поэтому поручить проведение анализа лучше именно профессионалам с большим практическим опытом. Узнать стоимость данной услуги можно на этой странице.